Кафедра естественно-научного образования

к. 408; тел.: 409-82-77
e-mail: keno-appo@mail.ru

 

«Если бы я вздумал когда-нибудь основать философскую школу, я никогда не допустил бы в нее человека,
не изучившего основательно какой-нибудь отрасли естествознания»
Иоганн Вольфганг Гете

Эти слова Гете коллектив нашей кафедры, основанной в сентябре 1989 года, считает своим девизом.
Основным направлением научно-исследовательской и учебно-методической работы кафедры является разработка инновационного содержания и адекватных ему технологий профессионального становления учителей предметов естественнонаучного цикла, имеющих представления о целостной современной научной картине мира, ценностные ориентации которых развиваются на основе гуманизации отношений в системе “человек – природа – общество”, имеющих широкую общую культуру и способных к реализации своего потенциала в школах различного типа.
Образовательная деятельность кафедры органично отражает результаты научно-исследовательской и научно-методической работы подразделения, сосредоточенной в двух направлениях: «Разработка методики преподавания интегрированного курса «Естествознание» старшей школы» и «Совершенствование методики преподавания учебных предметов география, биология, химия, технология в дискурсе ФГОС». Таким образом, коллектив кафедры эффективно участвует в реализации программ «Развитие общего образования» и «Развитие профессионального образования» КО Санкт-Петербурга.
Педагогическая проблема, разрабатываемая в рамках становления научно-педагогической школы кафедры – интеграция как методология естественнонаучного образования. В исследованиях кафедры развивается интегративный подход основанный на концепции гуманитаризации содержания образования. Единой методологической основой гуманитаризации содержания естественнонаучного образования является изучение объектов естествознания в системе «природа – наука – техника – общество – человек». При таком подходе человек, его деятельность оказываются включенными в саму структуру естественнонаучного знания, которое является необходимой основой определения путей развития системы «природа – человек». Концепция гуманитаризации содержания естественнонаучного образования является концептуальным основанием разработки методики преподавания интегрированных курсов естественнонаучной направленности. Развитие идей интегративного подхода в содержании естественнонаучного образования находит свое отражение в диссертациях, выполненных под руководством И.Ю.Алексашиной.


Цели и задачи деятельности подразделения

Кафедра, как ведущее учебное структурное подразделение Академии, осуществляет практическую реализацию решения основных задач Академии, как учреждения дополнительного профессионального образования:

  • организацию и проведение повышения квалификации педагогических работников и профессиональная переподготовка специалистов, имеющих среднее и высшее профессиональное образование;
  • подготовку кадров высшей квалификации в рамках деятельности аспирантуры;
  • организацию и проведение научных исследований, научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ по проблеме: «Интеграция как методология естественнонаучного образования»;
  • научную экспертизу программ, проектов и других документов по профилю кафедры, направляемых в академию органами управления образованием или по их рекомендации.
  • научно-методическую поддержку профессионального сообщества учителей дисциплин естественнонаучного цикла; распространение и внедрение инновационного опыта в области естественнонаучного образования.
  • организацию образовательного процесса на курсах переподготовки и повышения квалификации в парадигме профессионального развития.

 Задачи

Развитие интегративного подхода на основе концепции гуманитаризации содержания естественнонаучного образования;
Разработка методики преподавания учебного предмета «Естествознание»;
Совершенствование методики преподавания учебных предметов: «География», «Биология», «Химия», «Технология».
Обновление информационного обеспечения и УМК образовательных программ кафедры;
Учебно-методическое обеспечение интегративных курсов естественнонаучной направленности для школ разного вида и профиля;
Разработка проблем «Совершенствование методики преподавания учебных предметов география, биология, химия, технология в дискурсе ФГОС» и «Разработка методики преподавания интегрированного курса «Естествознание» старшей школы».

Состав кафедры

Дни и часы приема: 

Понедельник, 15.00-18.00

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой
Преподаваемая дисциплина:
 Теория и методика обучения химии История химии, Технология подготовки учащихся к итоговой аттестации

Дни и часы приема: 

Вторник 15.00-18.00 Среда 15.00-18.00

доктор педагогических наук, профессор
Преподаваемая дисциплина:Методика преподавания интегрированного курса «Естествознание». Глобалистика как философия образования; Гуманитаризация содержания образования; Интегративный подход в естественнонаучном образовании; Профессиональное развитие учителя.

Дни и часы приема: 

среда 13.00-16.00

доктор физико-математических наук, профессор
Преподаваемая дисциплина: Методология естественных наук. Концепции современного естествознания. Проблемы современной физики.

Дни и часы приема: 

Вторник, 15.00-18.00 (ул. 6 Советская, д. 3, каб. 35)

доктор педагогических наук, профессор, доцент
Преподаваемая дисциплина: Проектная деятельность учащихся. Внеурочная деятельность.

Дни и часы приема: 

вторник, среда, с 14.00 до 18.00

Профессор, доктор педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика обучения физике

Дни и часы приема: 

понедельник 14.00-17.00, среда 14.00-17.00

кандидат педагогических наук, доцент
Преподаваемая дисциплина: Решение учебно-познавательных задач в курсе «Естествознание»; Учебно-познавательные задачи как средство достижения планируемых образовательных результатов ФГОС в начальной и основной школе; приобщение учащихся к опыту творческой деятельности в процессе решения учебно-познавательных задач; использование межпредметных задач при изучении математики и предметов естественно-научного цикла

Дни и часы приема: 

Вторник 15.00 - 18.00, ауд. 408

кандидат педагогических наук, доцент.
Преподаваемая дисциплина: Современные педагогические технологии как средство достижения планируемых результатов в контексте ФГОС; образовательные технологии в естественнонаучном образовании; методика преподавания интегрированного курса «Естествознание»; развитие системного мышления учащихся при изучении курса «Естествознание»

Дни и часы приема: 

Понедельник 14.00-17.00

кандидат педагогических наук, доцент.
Преподаваемая дисциплина: Теория и методика обучения географии в контексте ФГОС, Государственная итоговая аттестация учащихся по географии, подходы к оцениванию планируемых результатов

Дни и часы приема: 

среда 14.00-18.00, ауд.423

кандидат биологических наук, ст. преподаватель
Преподаваемая дисциплина: Биология. История биологии. Биологические музеи. Основной государственный экзамен по биологии.

Дни и часы приема: 

четверг 14.00-17.00

Доцент, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика обучения физике

Дни и часы приема: 

понедельник 14.00 - 17.00 , ауд. 415

старший преподаватель
Преподаваемая дисциплина: Теория и методика обучения географии, географическое краеведение, современный урок, Всемирное наследие, краееведение, работа с одаренными детьми

Дни и часы приема: 

cреда 14.00-17.00, ауд. 423

кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник общего образования РФ, награждена знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга»
Преподаваемая дисциплина: Теория и методика обучения биологии, Итоговая аттестация учащихся по биологии. Нормативно правовая база процесса обучения биологии, Живой уголок и натуральная наглядность. Элективные курсы.

Дни и часы приема: 

Среда с 15.00 до 18.00, ауд. 408 

кандидат педагогических наук, старший преподаватель
Преподаваемая дисциплина: Методика обучения предметам естественнонаучного цикла с позиций ФГОС; Историко-научный компонент естественнонаучного образования в контексте ФГОС; Реализация историко-научного подхода в преподавании предметов естественнонаучного цикла; Методика преподавания естествознания в старшей школе. Проектирование уроков предметов естественнонаучного цикла; Преподавание естествознания в старшей школе.

Дни и часы приема: 

вторник 14.00 - 17.00 , ауд. 415

преподаватель кафедры
Преподаваемая дисциплина:
Государственная итоговая аттестация выпускников; электронные образовательные ресурсы, интерактивные средства обучения, культурно-страноведческий компонент в обучении

Дни и часы приема: 

Понедельник 15.00 - 18.00, Среда 10.00 – 18.00

преподаватель
Преподаваемая дисциплина: Диагностика достижения метапредметных образовательных результатов при изучении дисциплин естественнонаучного цикла.
Построение технологических карт уроков предметов естественнонаучного цикла.
Концептуализация педагогического опыта учителей естественнонаучного цикла

Дни и часы приема: 

вторник, среда с 14.00 до 17.30

Старший преподаватель
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика обучения физике, ИКТ в преподавании физики, учебный физический эксперимент

Дни и часы приема:

 Вторник, четверг, с 10.30 до 13.00 и с 14.00 до 17.30

Преподаватель, Почетный работник начального профессионального образования РФ
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика обучения физике

Дни и часы приема: 

Понедельник, cреда с 15.00 – 17.30; пятница с 11.00 до 15.00

Преподаватель, Почетный работник общего образования РФ
Преподаваемая дисциплина:
Теория и методика обучения физике; цифровые и виртуальные лаборатории; история развития школьного физического эксперимента

Дни и часы приема: 

Пятница, 15.00 - 18.00. ауд 408

к.п.н., доцент
Преподаваемая дисциплина: Технология педагогической мастерской

Дни и часы приема: 

Среда – 14.00-17.00, ауд.416

старший преподаватель, заслуженный учитель РФ
Преподаваемая дисциплина: Теория и методика обучения в контексте ФГОС (химия) Государственная итоговая аттестация выпускников: технологии подготовки химии в контексте ФГОС (химия)

Дни и часы приема: 

Четверг – 14.00-17.00, ауд.416

преподаватель, Почетный работник начального профессионального образования РФ
Преподаваемая дисциплина: Преподавание химии в 8-11 классах по разным УМК. Преподавание химии в системе НПО и СПО, Итоговая аттестация учащихся (ГИА, ЕГЭ). Нормативно правовая база процесса обучения химии. Оснащение учебного процесса

Дни и часы приема: 

Понедельник 12.00-14.00 Среда 12.00-14.00, ауд.416

Лаборант (биология), Почетный работник начального профессионального образования РФ
Преподаваемая дисциплина: Живой уголок и натуральная наглядность

Дни и часы приема: 

Среда 12.00 – 15.00 (ауд. 416)

Лаборант (химия)
Преподаваемая дисциплина: Практическая работа по химии

Городская научно-практическая конференция

«Одаренный ребенок в современной организации дополнительного образования детей»  26 апреля 2017 года

Аудитория: № 415, 4 этаж (синяя лестница)
Телефон: 409-82-57
E-mail : Genom507@mail.ru
Кураторы предмета:
Кузнецова Татьяна Станиславовна, доцент кафедры ЕНО, к.п.н.
Тарасова Людмила Васильевна, ст. преподаватель кафедры ЕНО
Гаврилин Роман Александрович, преподаватель кафедры ЕНО
Индивидуальное консультирование: Понедельник 14.00-17.00, Четверг     14.00-17.00
Заочное консультирование: Genom507@mail.ru

Учителям географии

Информация о конкурсах

Региональный конкурс имени А.В. Даринского «Мир географических профессий» Региональный конкурс ученических творческих проектов «Мир географических про-фессий» позволяет представить результаты творческой (внеурочной) учебной деятельности учащимся 6-7х, 8-9-х и 10-11-х классов. Конкурс посвящен памяти Анатолия Викторовича Даринского – выдающегося учёного, географа, методиста, учителя, краеведа. Период проведения конкурса: январь – апрель 2018.

Городской конкурс  ученических проектов «Заповедники  России», посвященному 100-летию национального заповедного дела и Году экологии в России 

Городской конкурс творческих ученических проектов является формой результатов исследовательской (внеурочной) учебной деятельности учащихся  7-9 классов. Тема конкурса: «Заповедники России». Конкурс посвящен 100-летию национального заповедного дела и Году экологии в России. Городской Конкурс ученических работ в 2017 году проводится под эгидой РГО, СПб АППО, РГПУ им. А.И. Герцена. Цели конкурса: пропаганда экологического образования, формирование экологической культуры,  развитие экологического мышления педагогов,  школьников, стимулирование к изучению заповедных территорий  России, повышение интереса к своей стране,  краеведению,  стимулирование творческой активности школьников, расширение   кругозора,  развитие речевой и коммуникативной  культуры учащихся.

01-02 марта 2018 года состоялась XVIII ежегодная городская научно-практическая конференция для преподавателей и методистов по географии «Современный урок географии: проблемы обновления учебного информационного содержания».  Информация о конференции. 

Аудитория № 408 4 этаж (синяя лестница)
Телефон:  409-82-97
e-mail:  enimo-appo@spbappo.com

Для учителей естественно-научного цикла

Аудитория 423, 4 этаж (центральная лестница)

Телефон 409-82-97 (биология)
E-mail  biolog423@yandex.ru

Кураторы предмета:
Павлова Галина Алексеевна, доцент кафедры ЕНО, к.п.н.

Федорова Светлана Генриховна, ст. преподаватель кафедры ЕНО
Левашко Елена Викторовна, ст. преподаватель кафедры ЕНО, к.б.н.

Лаборант
Лопарева Надежда Ильинична

Индивидуальное консультирование:
Среда 14.00-17.00

Учителям биологии

Учителям химии

ауд. 416 (4 этаж, синяя лестница)

Телефон:409-82-57

E-mail 

Кураторы предмета :
Домбровская  Светлана Евгеньевна, ст. преподаватель кафедры ЕНО, Заслуженный учитель РФ
Никитина Ирина Михайловна, преподаватель кафедры ЕНО

Лаборант
Ванягина Тамара Ивановна

Индивидуальное консультирование:
Понедельник 14.00-17.00 (Домбровская С.Е.)
Четверг 14.00-17.00 (Никитина И.М.)

Для учителей химии:

Аннотация к образовательной программе повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация выпускников технологии подготовки (химия)»  >>>
Основная школа оборудование кабинета химии >>>
Оснащение (средняя школа) кабинет химии >>>

Аудитория 410, 4 этаж
Телефон (физика): 409-82-77
E-mail : phys-appo@yandex.ru

Сайт объединения  учителей физики Санкт-Петербурга

сайт для учителей физики перейти

Материалы для учителей физики

Виртуальный музей физического оборудования

Инновационные продукты

Видеоматериалы

Электронная регистрация
на мероприятия кафедры ЕНО в рамках
Петербургского международного образовательного форума

Практическая конференция-отчет «Стратегии рационального чтения для обучения физике» 28 марта 2018 года       10.00 – 14.00     СПб АППО, ул. Ломоносова, д.11-13 (метро «Достоевская», «Владимирская», «Звенигородская»), лекционный зал.Регистрация >>>

Круглый стол для районных методистов, председателей МО, методистов школ: «Новые ФГОС по химии в действии: методическое сопровождение учителя». 26 марта 2018 г., 11.00 – 13.00     191123, Санкт-Петербург, ул. Фурштатская 29А, ст. м. «Чернышевская», ГБОУ СОШ № 197, Тел. (812) 417-56-91. Регистрация >>>

Городская научно-практическая конференция  для районных методистов  и учителей географии и биологии «Многообразие подходов к реализации ФГОС при изучении географии и биологии»
28.03.2018 г. Время работы:  11.00 – 13.00, СПб АППО, ул. Ломоносова, д.11-13 (метро «Достоевская», «Владимирская», «Звенигородская»). Регистрация >>>

II Всероссийская научно-практическая конференции с международным участием «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАКУРСЕ ФГОС» Регистрация >>>

28.03.2018 и 30.03.2018 г.: СПб АППО, 191002,Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11-13, ст. М. «Владимирская», «Достоевская», «Звенигородская». Тел. (812) 571-00-93;

29.03.2018 г.: СПбЦД(Ю)ТТ, 191036, Санкт-Петербург, ул. 6-я Советская, д. 3, ст. М. «Площадь Восстания», тел.: + 7(812) 241-27-01; СПб ГАПОУ «Морской технический колледж им. адмирала Д.Н. Сенявина, 193168, г. Санкт-Петербург, Дальневосточный пр., д. 26, ст. М. «Дыбенко»Тел.: +7 (812) 588-73-94; ГБОУ Гимназия № 261 Кировского района, 198302, г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 103, корп. 2, ст. М. «Автово», тел.: (812) 417-25-30

Государственное задание

Платные услуги

Ученый совет СПб АППО от 12 января 2016 года

1.     Теория и методика обучения в контексте ФГОС (география)  144

2.     ФГОС: организация практической работы учащихся на уроках географии-108

3.     ФГОС: индустриальные технологии и технологии ведения дома- 108

4.     Теория и методика обучения в контексте ФГОС (биология)- 144

5.     Теория и методика обучения в контексте ФГОС (химия)-144

1.     Учебно-познавательные задачи как средство достижения планируемых образовательных результатов ФГОС – 108

2.     ФГОС: теория и методика естественно-научного образования – 108 

Ученый совет СПб АППО от 19 января 2016 года

1.     Теория и методика обучения (естественнонаучное образование)   504

2.     Проектно-исследовательская деятельность как средство достижения образовательных результатов ФГОС – 108

3.     Методика обучения предметам естественнонаучного цикла с позиций ФГОС -108

4.     Профориентация. Предпрофильная подготовка в условиях реализации ФГОС -108

5.     Технологии диалогового взаимодействия при реализации ФГОС -108

6.     Преподавание естественнонаучных дисциплин в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС: естествознание, география, биология -144

7.     Технологии педагогических мастерских при изучении естественнонаучных дисциплин-108

1.     Теория и методика обучения (естествознание)-516

2.     Методика преподавания курса «Естествознание» в старшей школе -72

3.     Учебно-познавательные задачи как средство достижения планируемых образовательных результатов ФГОС –  36

Ученый совет СПб АППО от 15 марта 2016 года

1.     Государственная итоговая аттестация выпускников: технологии подготовки в контексте ФГОС (химия)

1.     Теория и методика обучения (технология)  252

Ученый совет СПб АППО от 10 мая 2016 года

 

1.     Государственная итоговая аттестация выпускников: технологии подготовки (биология)  108

2.     ФГОС: организация практической работы учащихся на уроках биологии  108

3.     Теория и методика обучения в контексте ФГОС (география России)  108

4.     Государственная итоговая аттестация выпускников: технологии подготовки в контексте ФГОС (география)  108

 
График проведения индивидуальных консультаций