Развитие системы сопровождения молодых педагогов

ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ»
Россия – Австрия
Продолжительность: 2017 – 2019 гг.

Цель проекта – разработка  вариативных моделей сопровождения молодого педагога, направленных на его профессионализацию, обеспечивающую гармоничное вхождение в профессию; рекомендаций по апробации и оптимизации моделей сопровождения.

Партнёры проекта

Санкт-Петербург, Россия:
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Вена, Баден, Австрия:
КультурКонтакт Австрия
Педагогический ВУЗ Нижней Австрии

Задачи проекта:

  • Проведение сравнительного (австрийско-российского) исследования по вопросам организации сопровождения и социальной адаптации молодых педагогов;
  • Проектирование и апробация новых стратегий (моделей, районных программ) сопровождения молодых педагогов;
  • Разработка и реализация программы повышения квалификации для специалистов, отвечающих на работу с молодыми учителями;
  • Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов через включение их в сетевое взаимодействие и образовательный процесс;
  • Организация обмена опытом в рамках мероприятий, проводимых совместно экспертами из Австрии и России (Комитет по образованию Санкт-Петербурга/Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО)/методические центры Санкт-Петербурга).

Продукты проекта:

  • Методические рекомендации по организации работы школы в области оказания поддержки молодым учителям.
  • Программы сопровождения молодого педагога на уровне образовательного учреждения, района.
  • Предложения по повышению квалификации для руководителей образовательных организаций, наставников, молодых учителей со стороны СПб АППО и информационно-методических центров Санкт-Петербурга, а также Педагогического Университета в Нижней Австрии.
  • Научные публикации (отдельные, общие) по вопросам организации работы школы в области оказания поддержки молодым учителям

Санкт-Петербург, РоссияВена, Баден, Австрия
• Эксперты/преподаватели СПб АППО, Педагогического колледжа № 8 Санкт-Петербурга;
• Эксперты/методисты районных методических служб, отвечающие за работу с молодыми учителями;
• Руководители и наставники от школ Санкт-Петербурга
• Эксперты Педагогического ВУЗа земли Нижняя Австрия;
• Руководители и наставники от школ земли Нижняя Австрия

Список участников российско-австрийского проекта «Развитие системы сопровождения молодых учителей»

АдмиралтейскийИноземцева Ольга НиколаевнаметодистИМЦ Адмиралтейского района
АдмиралтейскийМартянова Ольга Сергеевнаучитель истории и обществознанияГБОУ СОШ № 241
ВасилеостровскийУшанёва Светлана Александровнаметодист по работе с молодыми специалистамиИМЦ Василеостровского района
ВасилеостровскийАнтонов Кирилл Игоревичучитель обществознанияГБОУ Гимназия №261  (без участия школы)
ВыборгскийФедоренко Наталия ВладимировнаметодистИМЦ Выборгского района
КировскийГромовая Марина АндреевнаметодистИМЦ Кировского района
КировскийДахина Елена Олеговназаместитель директораГБОУ СОШ №481 Кировского района
КировскийГолубчикова Наталия Николаевназаместитель директораГБОУ лицей №378 
КолпинскийРулева Татьяна Борисовназаместитель директора по НМРИМЦ Колпинского района
КрасногвардейскийКнязькова Ольга СергеевнаметодистИМЦ Красногвардейского района
КрасносельскийЦыбина Людмила Леонтьевназаместитель директораИМЦ Красносельского района
КрасносельскийБеляева Лилия Анатольевназаместитель директора по МРГБОУ СОШ № 291
КрасносельскийДоронина Надежда Александровнаучитель биологииГБОУ СОШ № 291
КурортныйКудласевич Светлана АлексеевнаметодистИМЦ Курортного района
МосковскийСмирнова Анастасия НиколаевнаметодистИМЦ Московского района
НевскийЗахарова Алла АнатольевнаметодистИМЦ Невского района
НевскийАрхипова Анастасия Андреевназаместитель директора по инновационной работеГБОУ СПО Педагогический колледж №8
ПетроградскийБезуглова Инна ГеоргиевнаметодистИМЦ Петроградского района
ПетродворцовыйБулатова Татьяна ГеоргиевнаметодистИМЦ Петродворцового района
ПриморскийДемаков Илья СергеевичметодистИМЦ Приморского района
ПриморскийРешетняк Наталья Игоревназаместитель директораГБОУ СОШ № 655
ПриморскийКурцева Светлана Николаевазаместитель директораГБОУ СОШ № 655
ПушкинскийСмирнова Светлана Евгеньевнаредактор, аналитик, куратор проекта «Учитель 21 века»ИМЦ Пушкинского района
ФрунзенскийХасянова Инна ЕвгеньевнаметодистИМЦ Фрунзенского района
ЦентральныйТуманенкова Екатерина АлексеевнаметодистГБУ ИМЦ Центрального района
ЦентральныйПетуховская Людмила Юрьевнаучитель-логопедГБОУ СОШ № 153
ЦентральныйШевелев Александр НиколаевичЗаведующий кафедрой педагогики и андрагогикиСПб АППО
ЦентральныйДаутова Ольга БорисовнаПрофессор кафедры педагогики и андрагогикиСПб АППО
ЦентральныйЕрмолаева Марина ГригорьевнаПрофессор кафедры педагогики и андрагогикиСПб АППО
ЦентральныйДанилова Анастасия КонстантиновнаЗаведующая учебно-методическим управлениемСПб АППО
ЦентральныйБогатенкова Наталья ВладимировнаЗаведующая центром международных и региональных проектовСПб АППО

Матрица реализации проекта

Основные компоненты проектаСодержаниеИндикаторы результативностиУсловия/риски
Стратегическая цельСистема  сопровождения и поддержки молодого педагога в начальной стадии его профессиональной деятельности на уровне школы/района/городаУвеличение доли молодых учителей (отсроченный результат), продолживших свою профессиональную деятельность в школеОсознанность молодого специалиста в правильности выбора педагогической профессии
Цель проектаРазработка новой и усовершенствование существующей модели сопровождения молодого педагога на начальном этапе профессиональной деятельности– Модель поддержки учителей на этапе начальной фазы
-Критерии качества программ поддержки молодых учителей на начальном этапе профессиональной деятельности
 – программы и структуры в самих школах нацелены на сопровождение молодого педагога
– предложения по повышению квалификации и подготовке отвечают потребностям школы
Результат 1Итоги сравнительного (австрийско-российского) исследования по вопросам организации сопровождения и социальной адаптации молодых педагогов– анализ исходной ситуации на уровне работы минимум 10 пилотных школ
– методические рекомендации по организации работы школы в области оказания поддержки молодым учителям
– рекомендации по повышению квалификации для руководителей образовательных организаций, наставников, молодых учителей и информационно-методических центров
– возможность проведения исследования в рамках имеющихся ресурсов партнеров проекта 
– готовность и заинтересованность экспертов в работе по обмену опытом в рамках задач исследования
Результат 2Создана (модернизирована) система деятельности специалистов (наставников), способных эффективно помогать начинающим учителям в профессиональной адаптации и личностно-профессиональной самоактуализации– не менее 30% рекомендаций успешно применяются в школах
– отдельные и общие научные публикации по вопросам организации работы школы в области оказания поддержки молодым учителям 
– предоставление пилотными школами анализа и рефлексии по итогам апробации новых программ и предложений в области сопровождения и поддержки молодых учителей
Готовность и наставников к использованию разработанных рекомендаций.
Результат 3 (СПб)Наличие разработанной и апробированной программы сопровождения молодых педагогов на уровне школы/района/городаРефлексивная оценка результативности реализации программ на уровне руководства образовательной организации и персонально молодого специалиста (пилотных школ)– апробационный период не менее 1 года
– наличие мотивации
Результат 4 (СПб)Сетевое взаимодействие молодых педагоговРесурс для информационного обмена и профессионального общения молодых педагоговадминистрирование интернет-площадки

Вопросы для анкетирования наставников Санкт-Петербурга

Анкета для директоров школ, для заместителей директоров школ