Научная деятельность

  В 2014 году Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования торжественно отметила 150-летие создания в России методической службы, ставшей впоследствии основой для современного постдипломного педагогического образования в нашей стране. Генезис отечественного постдипломного образования педагогов связан с прохождением ряда исторических этапов, каждый из которых имеет особую историческую значимость. 

Дореволюционный этап (1864–1917) — деятельность Педагогического музея Главного управления военно-учебных заведений России (знаменитого на всю страну Соляного городка) как первой организованной общественными и государственными усилиями общероссийской методической структуры, в которой работали практически все наиболее известные дореволюционные педагоги. 

Советский этап (1918–1991) — деятельность Центрального (Всероссийского) педагогического музея (1918–1925) и Государственного института научной педагогики (1925–1938), выполнявших научные задачи по теоретическому обоснованию становления молодой советской школы.Это эпоха активного научно-методического сопровождения городской системы образования со стороны Ленинградского городского института усовершенствования учителей (1938–1991). 

Наконец, современный этап (1991–2014) – связан с работой коллектива Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по обеспечению задач непрерывной модернизации российского образования в последние десятилетия. На этом этапе в Академии работали известные, но, к сожалению, ушедшие от нас ученые, оказавшие огромное влияние на становление научно-педагогических школ и направлений деятельности СПб АППО: В.Г. Воронцова (теория постдипломного педагогического образования); Ю.А. Гагин (акмеология); А.В. Даринский (теория образования взрослых, краеведение); В.Ю. Кричевский (теория управления образованием); А.К. Колеченко психологическое сопровождение педагогического процесса); Ю.Н. Кулюткин (теория личности, глобальное образование); В.Ф. Курлов (социология образования); Г.С. Сухобская (методология и теория образования взрослых); Б.И. Федоров (логико-информационный подход в методологии образования). Большой вклад в развитие Академии на современном этапе внесли В.В. Колбанов (валеология), И.А. Колесникова (методология и теория педагогики), О.Е. Лебедев (теория развития образовательных систем), Е.Э. Смирнова (социология образования), А.И. Субетто (образовательная квалитология) и другие исследователи.

В настоящее время Академия поддерживает постоянные научные связи с тремя основными петербургскими партнерами – СПбГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, Институтом образования взрослых РАО.

Сегодня коллектив Академии – это 205 сотрудников, из них 29 профессоров и 33 доцента, 51 старший преподаватель, 47 преподавателей и 5 методистов. Это 19 кафедр и 5 центров, объединенных в институты: детства, общего образования, развития образования. Это коллектив единомышленников, объединяющий 7 признанных научно-педагогических школ и сформировавшиеся и начинающие свое развитие научные направления представляющие главный ресурс развития Академии.

Действующие сегодня в Академии научно-педагогические школы, сформировавшиеся и формирующиеся научно-педагогические направления, олицетворяются прежде всего именами ученых, их созидающих.

Научно-педагогические школы Академии

Педагогические проблемы гуманитарного образования

Браже Тереза Георгиевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социального образования

Исследуемая проблема
Изучение гуманитарной культуры личности и ее развитие в процессе непрерывного образования, чтение как фактор развития личности.
Научно-педагогическая школа Т.Г. Браже основывается на личностно-деятельностном, андрагогическом, компетентностном и футурологическом подходах, готовя личность к непрерывному образованию.
Гуманитарная культура как цель и ценность образования создает основу для гуманистической ориентации ребенка и взрослого на пути принятия себя и другого человека как равноправного, снимает или смягчает возможные противоречия между ними. Особое внимание уделяется чтению как фактору влияния на развитие личности детей и взрослых, чтению как профессиональному, так и свободному, досуговому.
Основная цель – как помочь через чтение преодолеть негативное восприятие мира, остановить стагнацию в развитии личности, найти источники ее духовного обогащения. Восприятие человека, его психологии, его связи с обществом, роль науки, природы и искусства в этом процессе, значение чтения дня развития личности.
Особенность этой научно-педагогической школы – взаимодействие и единство педагогического и методического подходов к решению проблемы, что дает аспирантам возможность перенести исследование из методики в общую педагогику, придает особый концептуальный характер; решение общепедагогических проблем на материале словесности и других искусств; общность постановки проблем для гуманитарных предметов в школьном варианте и системе постдипломного образования, взаимодействие педагогического и андрагогического подходов.

Направления исследования
• Теория и методика литературного образования взрослых.
• Проблемы постдипломного образования учителей.
• Развитие гуманитарной культуры детей и взрослых в системе непрерывного образования. Чтение детей и взрослых как фактор влияния на развитие личности.
Идеи и технологии этой школы используются в России и странах содружества (Белоруссии, Украине, Казахстане и др.), пользуются признанием в зарубежных странах. Работы Т.Г. Браже переведены на болгарский, польский, вьетнамский язык.
Инновационный продукт
Чтение взрослых как фактор влияния на развитие личности: монография. – СПб.: СПб АППО, 2010.
Целостное изучение эпического произведения. – 2-е изд. – СПб.: Глагол, 2000.
Гуманитарная культура взрослых: развитие в процессе непрерывного образования. – СПб.: Тускарора, 2006.
Гуманитарная культура взрослых как андрагогическая проблема. –СПб.: СПб АППО, 2008.
О литературе в школе. – СПб.: МИРС, 2008.
Перспективные направления развития
• Изучение роли учебных, научных и научно-популярных текстов в развитии читательской культуры детей и взрослых.
• Чтение детей и взрослых как способ формирования креативной компетентности.

Гуманитаризация естественно-научного образования

Алексашина Ирина Юрьевна

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой естественно-научного образования

Исследуемая проблема
В исследованиях кафедры естественно-научного образования СПб АППО развивается интегративный подход, основанный на концепции гуманитаризации содержания образования.
Единой методологической основой гуманитаризации содержания естественно-научного образования является изучение объектов естествознания в системе «природа – наука – техника – общество – человек». При таком подходе человек, его деятельность оказываются включенными в саму структуру естественно научного знания, которое является необходимой основой определения путей развития системы «природа ↔ человек». Концепция гуманитаризации содержания естественно-научного образования является концептуальным основанием методики преподавания интегрированного курса «Естествознание», а интеграция выступает основным принципом гуманитаризации содержания естественно-научного образования, который и определяет структуру конструирования содержания учебного курса.
Согласно концепции гуманитаризации естественно-научного образования, целостное мировосприятие, системное мышление и аксиологическая оценка системы  «природа↔человек» выступают как исходное целеполагание, основанное на ведущих идеях интегрированного курса:
• Идея единства, целостности и системной организации природы.
• Идея взаимозависимости человека и природы.
• Идея гармонизации системы «природа↔человек».
Развитие идей интегративного подхода в содержании естественно-научного образования реализуется в нескольких направлениях и находит свое отражение в диссертациях, выполненных под руководством И.Ю. Алексашиной. Подготовлено 33 кандидата педагогических наук по специальностям 13.00.01, 13.00.02, 13.00.08.

Направления исследования
• Гуманитаризация содержания естественно научного образования.
• Формирование концептуально-методологических установок учителей естественно научного цикла.
• Методика преподавания естествознания».
• Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе изучения интегрированного курса «Естествознание».

Инновационный продукт
Среди наиболее востребованных инновационных продуктов деятельности научно-педагогической школы можно назвать:
• УМК по курсу «Естествознание» для основной школы: учебная программа, учебник, рабочая тетрадь, практикум, экскурсии в природу, методика преподавания.
• УМК по курсу «Естествознание» для старшей школы: учебная программа, учебники 10-11, методика преподавания.
• Образовательные программы переподготовки учителей дисциплин естественнонаучного цикла (специализация «Естествознание») и УМК к ним.
• Учебно-методические пособия, направленные на профессиональное развитие учителя.
• Монографии

Перспективные направления развития
Методология и методика непрерывного естественнонаучного образования;
Методика преподавания интегрированного курса «Естествознание»в основной и старшей школе;
Теория и методика профессионального развития учителей дисциплин естественно-научного цикла.

Педагогика окружающей среды и устойчивого развития

Алексеев Сергей Владимирович

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека

Исследуемая проблема
Педагогика окружающей среды и устойчивого развития – интегративно-синергетическое направление, базирующееся на системном, интегративном, средовом, экологическом и футурологическом подходах. Каждый из них имеет множество модификаций и вариаций, например, системный подход имеет варианты в виде системно-целостного, холистического, синергетического.; интегративный – в виде интегративно-целостного, метаметодического.
Средовый подход – модификация системного подхода, так как выделение центрального
объекта (системы) позволяет все оставшиеся объекты и факторы их влияния рассматривать как окружающую среду (метасистему). Экологический подход устанавливает требование к центральному объекту – он должен быть живым системным объектом – «живой системой». Именно поэтому использование экологического подхода к изучению образовательных систем, объектов, явлений, сред может быть чрезвычайно полезно и перспективно. Футурологический подход ориентирует систему образования в будущее, это механизм «опережающего  образования». Педагогика окружающей среды и устойчивого развития – это, по сути, философия экологического образования — рефлексия прошлого, настоящего и будущего образования в области окружающей среды, его метасистемной трансформации в новое качественное состояние — образование для устойчивого развития (ОУР).

Направления исследований
• Теория и методика обучения (экология, основы безопасности жизнедеятельности).
• Непрерывное экологическое образование.
• Педагогика безопасности, педагогика здоровья человека.
• Методология и методика образования для устойчивого развития.

Андрагогика постдипломного педагогического образования

 Вершловский Семен Григорьевич 

Доктор педагогических наук, профессор

             Исследуемая проблема
Основная проблема – непрерывное образование взрослых на разных этапах жизнедеятельности – включает историко-теоретический анализ феномена, позволивший проследить его становление как междисциплинарного; характеристику ценности образования на разных этапах жизни; андрагогические аспекты непрерывного образования; прогнозирование развития системы непрерывного образования.
В контексте изучения проблемы особое внимание уделяется:

  • позиции взрослого как субъекта и объекта образовательной деятельности, влиянию пе-
    адгогической деятельности на отношение к образованию как ценности;
  • разработке концепции развития андрагогической компетентности преподавателя системы постдипломного
    педагогического образования;
  • разработке андрагогики как самостоятельной области человекознания;
  • методологии и методике социально-педагогического исследования;
  • проблемам исследовательской деятельности школ-лабораторий в контексте эффективного развития петербургской системы образования.

Направления исследований

  • Методология, история, содержание и технологии образования взрослых (андрагогика).
  • Непрерывное образование взрослых.
  • Профессионально-педагогическое становление педагога и постдипломное педагогическое образование.
  • Педагогическая инноватика (петербургские школы-лаборатории).
  • Социологические исследования петербургского учительства и выпускников петербургской школы.
  • Проблемы воспитания молодежи.

В рамках научно-педагогической школы осуществлено научное руководство 30 кандидатскими и 7 доктор-
скими диссертациями.

Инновационный продукт

  • Непрерывное образование. Историко-теоретический анализ феномена: монография. – СПб., 2008.
  • Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз: монография. – СПб., 1998.
  • Образовательная программа курса «Теория и методика образования взрослых».
  • Рабочая книга андрагога / под ред. С.Г. Вершловского. — СПб., 1998.
  • Учебные пособия серии «Школа молодого исследователя».
  • Контент-анализ в педагогическом исследовании.
  • Язык педагогического исследования.
  • Биографический метод в социально-педагогическом исследовании.
  • Метод наблюдения в социально-педагогическом исследовании.
  • Серия пособий, посвященных проблемам ценностного самоопределения выпускников петербургских школ
    (1993 – 2013).
  • Международные научно-практические конференции, посвященные различным аспектам развития постди-
    пломного образования (2001–2013).

            Перспективные направления развития.

  • Теория и методика непрерывного образования.
  • Учитель как объект и субъект образовательной деятельности.
  • Социально-педагогические проблемы образования молодежи.

Педагогика профессиональной управленческой деятельности и управления образовательными системами

Гришина Ирина Владимировна

Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления и экономики образования

Исследуемая проблема
Педагогика профессиональной управленческой деятельности и управления образовательными системами – интегративное направление, базирующееся на системном, аксиологическом и компетентностном подходах в подготовке и повышении квалификации руководителей образовательных организаций и управлении образовательными системами в условиях неопределенности; область педагогической науки, рассматривающая вопросы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, включая вопросы управления и организации образовательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства.

Направление исследования
• Методология управления образовательными системами.
• Концепции управления образовательным учреждением.
• Практика управления образовательными системами.
• Независимая система оценки качества и эффективности управления в системе образования.

Экспертная деятельность в управлении образовательными системами.
В рамках научно-педагогической школы подготовлено 10 кандидатов педагогических наук.

Инновационный продукт
• Образовательные программы авторских курсов «Управление качеством образования», «Стратегический менеджмент образовательной организации», «Самооценка школы», «Управление качеством образования на основе соотнесения результатов внешней и внутренней оценки деятельности школы».
• Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: монография. — СПб.: СПб АППО, 2009.

Проекты:
• Разработка требований к учебным модулям, используемым в повышении квалификации по персонифицированной модели», раздел «Программа повышения квалификации руководителей и заместителей руководителей школ».
• «Стратегическое управление развитием президентских кадетских, суворовских военных, Нахимовского военно-морского, военно-музыкального училища и кадетских (морских кадетских) корпусов Министерства обороны Российской Федерации».
• Управление качеством образования на основе взаимосвязи внутренних и внешних оценок результатов и условий образовательной деятельности школы (Британский проект, 2005–2007 гг.).
• Разработка стандарта повышения квалификации руководителей образовательных учреждений» (проект НФПК, 2006—2007 гг.).

Перспективные направления развития
• Разработка методологически выверенных подходов к качественному самопреобразованию в соответствии с тенденциями глобального развития.
• Внедрение подходов и технологий стратегического развития и управления, отражающее динамику стремительных изменений во всех сферах глобального общества.
• Стратегии в образовании и стратегическое лидерство.
• Поиск методологических основ и технологий, обеспечивающих решение задач качественного преобразования школы и ее стратегического прорыва в условиях системных изменений.
• Выявление существующих и формирование инновационных ресурсов развития системы дополнительного профессионального образования руководителей образовательных организаций.
• Разработка вопросов стратегического образовательного менеджмента.

Педагогическая валеология

Татарникова Лариса Гавриловна

Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики окружающей среды,
безопасности и здоровья человека

Исследуемая проблема
Оздоровление образовательного пространства средствами научного потенциала педагогической валеологии (метаидеи, метаметодология, металогика, метасодержание, метатехноогии).
Выявление концептуальных основ педагогической валеологии позволило сформировать
научно-педагогическую школу «Педагогическая валеология – креативная система безопасности
и оздоровления педагогической реальности».

Направления исследований
• Интегративно-синергетическое, базирующееся на концептуальной основе здоровьесозидающей педагогики.
• Теория и методика формирования валеолого-педагогической компетентности учителя.
• Культура здоровья в ноосферной парадигме образования.
• Теория и методология валеолого-педагогического сопровождения современного образования.
• Валеолого-педагогические основы управления адаптивной инновационной школой индивидуального и безопасного развития ребенка.
• Лингвоэкологические проблемы.
Под руководством Л.Г. Татарниковой защищены 3 докторских и 15 кандидатских диссертаций.

Инновационный продукт
Создан по следующим направлениям: педагогика здоровья, валеолого-педагогические основы работы с детьми, имеющими дисфункцию управления поведением.
Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве: монография. – 2-е изд. – СПб.: Крисмас+, 2002.

Программы:
• Педагогическая валеология – креативная система оздоровления информационной образовательной среды.
• Валеологическое образование учащихся.

Гражданско-правовое образование в современной школе

 Элиасберг Наталия Ильинична 

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социального образования

Исследуемая проблема
Система этико-правового образования в школе и воспитание гражданина России.
Концепция гражданско-правового (этико-правового) образования в школе была разработана в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства в 1994 году. Автор концепции (с ее последующей детализацией) – Н.И. Элиасберг. После экспериментальной проверки в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга предложенная система гражданско-правового образования в мае 1995 года была представлена на коллегии Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга и рекомендовано к внедрению в ОУ города.
Общая направленность функционирования системы определена целью – достижением оптимальных результатов в становлении демократической гуманистической правовой культуры личности.
В соответствии с целью правового образования и исходя из тенденции школьного образования были выделены три группы ведущих идей:
• гуманистические правовые идеи
• ценности гуманистической этики,
• гуманистические педагогические идеи.
Для реализации поставленных целей необходимо решить три взаимосвязанные задачи:
• формирование системы правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;
• обеспечение комплекса педагогических условий формирования у школьников социально-полезного
эмоционального отношения к изучаемым правовым явлениям;
• целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся для преобразования его в соот-
ветствии с критериями правовой культуры.
Направления исследований
• Гуманитарная культура личности. Нравственное воспитание в преподавании предметов гуманитарного
цикла.
• Гражданско-правовое образование.

Проблемам дальнейшего развития рассматриваемой системы были посвящены одна докторская и шесть кандидатских диссертаций.

Инновационный продукт
Научный и научно-методический комплекс по этико-правовому образованию и воспитанию гражданина России.
Гражданское образование – педагогический, социальный и культурный феномен: монография. 2-е изд. /науч. ред. Н.И. Элиасберг. – СПб., 2006.
Гуманитарная культура личности – основа и цель современного образования: монография / науч. ред. Н.И. Элиасберг. – СПб., 2008.
Элиасберг Н. И. Педагогический коллектив школы субъект инновационной системы правового образования: монография. – СПб.: СПбГУПМ, 1998.
Элиасберг Н. И. Петербургский учебник: в 2 ч. – СПб.: Образование, 1993.
Элиасберг Н. И. Правовое образование в отечественной школе 30—90-х годов XX века : опыт системно-генетического анализа: монография. – СПб.: СПбГУПМ, 2000.
Система правового образования в школе и воспитание гражданина России / под общ. ред. Н. И. Элиасберг. – СПб.: СпецЛит, 2001.

Перспективные направления развития
• Исследование методологических подходов к анализу эффективности правового воспитания школьников.
• Разработка и апробация моделей правового образования обучающихся.

Научно-педагогические направления Академии

Методы преподавания литературы и современные образовательные требования

Багге Мария Борисовна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой филологического образования

Исследуемая проблема
• Методическое сопровождение включения инноваций в преподавание литературы.
• Традиции в преподавании литературы и их поддержка на современном этапе преподавания
литературы.
• Методика формирования читательской (литературоведческой) компетенции учащихся.
• Методика формирования аналитических умений учащихся в процессе преподавания литературы.

Инновационный продукт
• УМК «Литература» для 5–9-х классов. — М.: Дрофа 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011,
2012, 2013. (В соавт. с М.Г. Беловой)
• Русский язык: ЕГЭ: учебно-справочные материалы. — СПб.: Просвещение, 2011.
• Литература: ЕГЭ: учебно-справочные материалы. — СПб.: Просвещение, 2011.

Перспективы развития
• Дальнейшая разработка методов преподавания литературы, не противоречащих методологии преподавания литературы, интегрирующих инновационные педагогические идеи с традициями русской методической школы в области преподавания литературы.
• Системные изменения в преподавании литературы в процессе введения ФГОС.
• Вопросы формирования интереса к литературе в школьном обучении.
• Вопросы формирования речевых умений учащихся на уроках литературы.
• Методы работы с текстом на современном этапе обучения литературе.

Полисистемное моделирование воспитательного процесса

Барышников Евгений Николаевич

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования

Исследуемая проблема
• Трудности ориентации в современном пространстве воспитания.
Решение проблемы видится в определении общих оснований для классификации и сравнительного анализа различных систем воспитания. В качестве первого основания для построения системы воспитания выделены следующие базовые идеалы:
• человек адаптивный — способен приспособиться к условиям жизни и приспособить окружающую среду под соответствующие нормы и правила;
• духовно-нравственный человек — жизнедеятельность ориентирована на высшие человеческие
ценности: Добро, Истина, Красота, Любовь, Вера, носитель культуры;
• человек целеустремленный – способен успешно решать проблемы, мешающие достижению цели, компетентный в различных областях знаний, владеющий технологиями осуществления различных видов деятельности;
• творческая индивидуальность – способен сотворить самого себя, реализовать таланты, построить свою уникальную жизнь, осуществляя все богатство человеческой свободы.
В качестве второго основания для построения системы воспитания выделены следующие стратегии воспитания:
воспитание – это воздействие воспитателя на воспитанника с целью формирования, развития и коррекции человеческих качеств в соответствии с идеалом воспитания; продуктивное взаимодействие с целью преобразования пространства их совместной жизнедеятельности в соответствии с согласованными идеалами; целенаправленное со-действие (создание условий)
воспитателя процессу самоосуществления воспитанника.
Эти основания определяют 12 систем воспитания, составляющих полисистемную модель воспитательного процесса.

Инновационный продукт
Становление воспитательной системы образовательного учреждения: монография. – СПб.: СПб АППО, 2005.
Социальное партнерство в системе патриотического воспитания / под общ. ред. Е.Н. Барышникова. – СПб.: Изд-во КультИнформПресс, 2012.

Перспективы развития
• Разработка полисистемных моделей различных составляющих воспитательного процесса.
• Полисистемный анализ патриотического воспитания.
• Полисистемное моделирование внеурочной деятельности в ОУ.
• Классификация современных форм воспитания: полисистемный подход.

Концептуально-методологические подходы в организации образовательного процесса современной школы

Болгар Наталья Николаевна

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии образования

Исследуемая проблема
Концептуально-методологические подходы к решению проблем организации образовательного
процесса и образовательной деятельности в современной школе.
Обеспечение качества образования является социальным заказом школе, важнейшим показате-
лем развития, престижа и конкурентоспособности школы как образовательной организации.
Решение проблемы связано с изучением отечественных и международных подходов
к управлению качеством образования и реализацией наиболее эффективных направлений в образовательной практике.
Актуализация проблемы качества образования связана также с развитием в последние десяти-
летия так называемой «философии всеобщего качества». В основе большинства попыток дать характеристику качеству образования лежат два принципа: 1) одним из показателей качества систем образования является степень обеспечения когнитивного развития ребенка; 2) роль образования в деле продвижения общих ценностей и обеспечения творческого и эмоционального развития.
Методологические установки и принципы в основе процесса достижения качества образования имеют важное значение, поскольку способствуют согласованию трех основных составляющих качества: качества образовательной среды школы, качества образовательной деятельности педагогического коллектива, качества образовательных результатов учащихся.
Концептуальность направления деятельности по достижению качества образования: целесогласованность, логическая целостность, критериальность, эффективность, достаточность.

Перспективы развития
• Методологические основания системы принципов организации образовательной деятельности.
• Философия и методология средового подхода к организации образовательного процесса.
• Проектный метод в системе внутришкольного контроля качества: методологический и методический аспекты.
• Методология организации эффективной инновационной деятельности в современной школе.

Инновационный продукт
• Лекционные курсы для организаторов образования, методистов и педагогов.

Разработка методологических основ культуроориентированного образования

Ванюшкина Любовь Максимовна

Доктор педагогических наук, доцент

Исследуемая проблема
Образование и культура: проблемы взаимодействия. Стратегии формирования открытого образования.
Культуросообразность — методологическое основание проектирования открытой образователь-
ной системы.
Культуроориентированный образовательный процесс: теория и практика.
Разработка обобщенной модели культуроориентированного образовательного процесса.
Актуализация педагогического потенциала историко-культурного наследия города в образова-
тельной деятельности.
Формы и методы освоения музея в образовании. Педагогика музейной деятельности.
Новые подходы к изучению предметов образовательной области «Искусство» в ИКТ-насыщен-
ной среде.

Инновационный продукт
• Всероссийские научно-практические конференции: «Современное искусство в школе: новый формат» (2012), «Ду-
ховно-нравственное становление личности в пространстве культуры» (2013), «Культуроориентированные модели образо-
вания: теория и практика» (2011).
• Методическое сопровождение проекта «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» (2008—2011).

Перспективы развития
• Формирование инновационных культурологических подходов реализации идей непрерывного образования личности в поликультурном пространстве.
• Разработка и экспериментальная проверка культуроориентированных моделей образования для разных типов ОУ,
направленных на развитие ценностно-смысловой сферы личности.
• Разработка методологических и асксиологических основ художественно-эстетического образования учащихся с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, учащиеся школ-интернатов и коррекционных школ).
• Разработка теоретических основ формирования образовательных компетентностей педагогов.
• Становление общекультурной компетентности участников образовательного процесса.

Исследование проблем управления системой образования

Горшков Александр Сергеевич

Доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры управления и экономики образования, первый проректор

Исследуемая проблема
Системно-педагогический подход к управлению образованием.

Инновационный продукт
• Управление региональной системой высшего образования: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ
им. А.И. Герцена, 2002.
• Гражданин современной России: учебное пособие для 10—11 классов общеобразовательных
учреждений / под общей ред. А. С. Горшкова. — СПб.: Виктория +, 2010.
• Методика «Определение нормативов численности сотрудников исполнительных органов госу-
дарственной власти Санкт-Петербурга» (позволяет определять штатную численность отделов образования районных администраций).

Перспективы развития
• Разработка технологии управления региональной системой высшего образования, дополнительного профессионального образования.
• Оптимизация процедур оценки профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений и педагогических работников.
• Совершенствование системы аттестации как оценки профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений и педагогических работников.

Современные теории обучения

Даутова Ольга Борисовна

Профессор кафедры педагогики и андрагогики, доктор педагогических наук, доцент

Исследуемая проблема
Определение новой теории и концепции обучения современных обучающихся в системе непрерывного образования:
• в области методологии рассматриваются вопросы специфики междисциплинарных связей в педагогических исследованиях диалектического характера взаимодействия педагогической науки и образовательной практики;
• в области концепций образования исследуются инновационные процессы в образовании, позволяющие разрешить противоречия между: стандартизацией образования и необходимостью сохранения личностной идентичности, самостоятельности и способности к самоопределению и выбору; линейными формами обучения и разнообразными нелинейными формами, позволяющими проектировать и реализовывать новые способы образовательной коммуникации на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников; многообразием теоретических подходов к решению проблемы развития личности школьника в процессе образовательной коммуникации и неразработанностью дидактического аспекта реализации этих подходов в процессе обучения.

Инновационный продукт
• Теоретические основы становления самосознания учащихся в образовательном процессе: монография. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
• Шаг к себе: новые вызовы современного образования: монография. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008.
• Учебно-познавательная деятельность школьника в образовательном процессе: монография. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
• Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Е.Бахмутский, Н.А.Вершинина, Е.Н.Глубокова, О.Б. Даутова и др.; под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013.

Перспективы развития
• Исследование путей развития учебно-познавательной компетенции школьника на всех ступенях школы.
• Исследование стратегий и способов развития готовности школьника к непрерывному образованию, проектирования образовательных программ подготовки и переподготовки педагогов к работе с современным школьником и организации его учебно-познавательной деятельности.

Реализация субъектно-авторской позиции участников образовательного процесса

Ермолаева Марина Григорьевна

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и андрагогики

Исследуемая проблема
Реализация субъектно-авторской позиции участников образовательного процесса.

Инновационный продукт
• Авторская позиция учителя как предмет педагогического исследования: монография. – СПб.: .
СПбАППО, 2009.
• Продуктивная самостоятельность учителя и ее сопровождение в постдипломном педагогиче-
ском образовании: монография.– СПб.: СПб АППО, 2010.
• Педагогическое сопровождение профессионального становления студента педколледжа (про-
ект «Призвание»): учебно-методическое пособие. – СПб.: Тускарора, 2001.
• Искусство слова с использованием игровых методик. Элективный курс для учащихся 5–8
классов: методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2006.
• Игра в образовательном процессе: методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008.
• Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2011.

Перспективы развития
• Индивидуальные образовательные маршруты как фактор развития самостоятельности младшего школьника.
• Проектирование индивидуального образовательного маршрута старшего школьника на основе дистанционных образовательных технологий.
• Реализация педагогического потенциала детского праздника в образовательном процессе младших школьников.
• Взаимодействие учителей в учебном сетевом сообществе как фактор развития их профессиональной компетентности.
• Взаимодействие научного института и школы как условие самореализации учащихся в условиях непрерывного профильного обучения.
• Деятельностно-коммуникативный подход как фактор социальной адаптации учащихся с проблемами в развитии.

Актуальные вопросы развития профессионального образования и профориентации

Жолован Степан Васильевич

Кандидат педагогических наук, доцент, ректор

Исследуемая проблема
• Педагогическое сопровождение развития региональной системы профессионального образования в современных социально-экономических условиях.
• Формирование концепций и моделей построения многоуровневой, многоступенчатой и многопрофильной системы подготовки квалифицированных кадров с учетом тенденций социально-экономического развития региона и повышения квалификации педагогических кадров.
• Оптимизация интеграционных процессов в учебной деятельности учреждений профессионального образования и формирование действенных механизмов их реализации.
• Формирование системы профориентации и обеспечение преемственности различных уровней
общего и профессионального образования, в том числе подготовки и повышения квалификации кадров.
• Поддержание механизма сетевого взаимодействия в системе профессионального образования на основе учета спроса на образовательные услуги населения и предприятий, повышение роли системы маркетинга в образовании.

Инновационный продукт
• Традиции в образовательной системе школы: опыт и перспективы: монография. – СПб.: СПб АППО, 2006.
• Актуальные проблемы современного образования: учебное пособие по академическому надпредметному модулю /И.Ю. Алексашина. С.В. Алексеев; под общ. ред. С.В. Жолована. – СПб.: СПб АППО, 2008.
• Разработка учебно-программной документации для профессиональных образовательных учреждений в условиях внедрения ФГОС: методическое пособие / под науч. ред. С.В. Жолована. — СПб.: СПб АППО, 2013.

Перспективы развития
• Выявление и обоснование положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки управления педагогическими исследованиями профессионального образования в контексте региональной образовательной политики.
• Разработка системы мониторинга результативности реализации программы развития профессионального образования региона и обеспечения качества подготовки квалифицированных кадров.
• Разработка теоретико-методологических основ, критериев и процедур экспертизы, апробация технологических моделей подготовки управленческих и педагогических кадров к принятию профессиональных решений.
• Разработка концепции становления и развития профессиональной позиции руководителя.
• Разработка концепции мобильного обучения в открытом дистанционном образовании, оптимально сочетающей многообразие образовательных программ, учитывающей традиции развития образования в России и зарубежный опыт.

Экономика современного образования

Жуклинец Ирина Ивановна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и экономики образования

Исследуемая проблема
Модель формирования экономической компетентности современного руководителя.
Реализуемые направления при формировании экономической компетентности, а также инструменты современного руководителя: финансовый менеджмент, бухгалтерский учет и отчетность, анализ финансово-хозяйственной деятельности, контроль и ревизия в бюджетных организациях, контрактная система закупок:
• Элементы финансового менеджмента: стратегическое планирование деятельности, формиро-
вание новых форм отчетности, оценка результативности, мотивация и стимулирование персонала на повышение качества и объема услуг.
• Бухгалтерский учет и отчетность.
• Анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
• Финансовый контроль и ревизия в бюджетных организациях.

Инновационный продукт
• Бюджетно-учетные технологии в системе управления финансами: монография. — СПб.: СПб АППО, 2008.
• Финансовый менеджмент в бюджетном учреждении: монография. — СПб.: СПб АППО, 2013.
• Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учебно-практическое пособие. — СПб.: СПб АППО, 2013.
• Государственный заказ в системе управления финансами бюджетного учреждения: учеб.-метод. пособие. — СПб.: СПб АППО, 2010.

Перспективы развития
Формирование функциональных и практических компетенций руководителя по организации прогнозирования, планирования, учета, анализа, контроля и мониторинга при внедрении программного бюджета в Санкт-Петербурге.

Гуманитарные технологии в содержании общественно-научных дисциплин

Журавлева Ольга Николаевна

Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социального образования

Исследуемая проблема
Гуманитаризация содержания образования.
Гуманитарные технологии, их проектирование и реализация в содержании общественно-научных
дисциплин, в системе дополнительного профессионального образования.
Гуманитарная сущность образования требует создания условий, при которых знания наполняются сущностными смыслами и позволяют обучающимся реализовывать и наращивать личностный созидательный потенциал.
Возможности идей гуманитаризации для достижения нового качества образования используются недостаточно. Гуманитаризация как надпредметная проблема содержания образования в педагогике до недавнего времени осмыслялась фрагментарно, стихийно, малопродуктивно, что прослеживалось и в теоретическом обосновании, и в практической реализации. Тем не менее условия для междисциплинарного обобщения гуманитаризации образования как социально-педагогического феномена созданы, и требуется дальнейшее системное исследование этой научно-педагогической проблемы.

Инновационный продукт
• Гуманитарная модель современного учебника: проектирование и экспертиза содержания: монография. — СПб., 2009.
• Модульно-деятельностная технология проектирования содержания школьного курса. — СПб., 2011.
• Школьное социальное образование: гуманитарный подход: монография / под науч. ред. О.Н. Журавлевой. — СПб., 2012.
• Линия учебников по истории (5—11 классы) с грифом МО и Н РФ «Рекомендовано»: 2007—2013 гг., комплекты программ, методических рекомендаций к ним и др.
• Петербургская линия УМК в Федеральном перечне учебников истории: реализация деятельностного подхода. Всероссийская научно-методическая конференция преподавателей, методистов ИПК РФ, апрель 2011.

Перспективы развития
• Разностороннее изучение теоретико-методологических основ гуманитаризации образования, специфики и потенциала гуманитарного знания, гуманитарного и личностного познания.
• Комплексное проектирование процесса освоения обучающимися гуманитарных ценностей, гуманитарных технологий.
• Разработка моделей, механизмов гуманитарного обновления всех компонентов образовательного процесса.

Профессиональная деятельность педагога в полиэтничной образовательной среде

Коновалова Людмила Викторовна

Доктор педагогических наук, заведующий структурным подразделением «Институт развития
образования» СПб АППО, профессор кафедры педагогики и андрагогики

Исследуемая проблема
Методология этнокультурного образования.
Формирование этнокультурной компетентности педагогов на вузовском и постдипломном этапах непрерывного образования.
Организация этнокультурного образования и воспитания.
Особенности работы педагогов в детьми-мигрантами.
Педагогические конфликты в полиэтничной образовательной среде.
Формирование общенациональной российской идентичности.
Инновационный продукт
• Непрерывное образование в полиэтничном обществе: монография. — Ставрополь: СГУ, 2006.
• Теоретические основы и организационно-педагогические
условия формирования этнокультурной компетентности:
монография. — Ставрополь: СГУ, 2008.
• Теория и практика формирования этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования: монография. — Ставрополь: СГУ, 2010.
• Программы.
Перспективы развития
Дальнейшее совершенствование учебно-методического комплекса по формированию и развитию этнокультурной
компетентности педагогов на разных этапах профессиональной деятельности, организация подготовки андрагогов, осу-
ществляющих формирование и развитие этнокультурной компетентности педагогов на постдипломном этапе образования,
разработка подходов и технологий формирования общенациональной российской идентичности, разработка механизмов
бесконфликтного взаимодействия в полиэтничной образовательной среде.

Педагогика духовно-нравственного развития

Захарченко Марина Владимировна

Доктор философских наук, профессор кафедры социально-педагогического образования

Актуальность проблемы обусловлена востребованностью теоретического осмысления механизмов освоения в практике образования ресурсного потенциала традиций культуры – религиозных, этнокультурных, воинских, семейных, профессиональных, педагогических и др. Ценностное содержание традиций определено как содержание воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся.
Вместе с тем, сфера естественно-исторического бытования традиций стремительно сужается в процессе изменений, инициируемых глобальными цивилизационными процессами. На уровне философско-методологическом разработаны теоретические подходы, позволяющие систематически развивать идею о том, что в глобальных процессах модернизации традиция не исчезает, но трансформируются механизмы ее трансляции, что делает чрезвычайно актуальной задачу осмысления способов трансляции традиций культуры в условиях современности. В научно-педагогической сфере особое значение получают теоретические исследования, раскрывающие место и значение образовательной сферы в формировании новых механизмов трансляции традиций в условиях современности.

Направление развития 
Методологическая основа: антропологический подход, цивилизационный подход в сфере образования, типологический подход к исследованию и интерпретации феноменов традиции.

Инновационный продукт
• Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: критерии и показатели качества: монография.
• Учебник для пятого класса «Основы православной культуры».
• Теория и практика духовно-нравственного развития и воспитания школьников: монография / под общ. ред. М.В. Захарченко. — СПб: СПб АППО, 2014

Перспективы развития
Дальнейшая разработка теоретических основ и учебно-методических комплексов по возрождению традиций духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Арт-терапия и арт-педагогика в образовании

Копытин Александр Иванович

Доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии

Исследуемая проблема
Психологическое обеспечение здоровья учащихся и педагогических кадров.
Успешное решение комплекса задач, предусмотренных стандартами ФГОС.
Повышение психологической компетентности педагогов в области профессионального здоровья.
Повышение эффективности профессионального образования педагогических кадров.

Темы исследований
Системная арт-терапия: теоретической обоснование, методология применения, лечебно-реаби-
литационные и дестигматизирующие эффекты.
Здоровьесберегающие (психопрофилактические), развивающие и формирующие личность воз-
можности арт-терапии и арт-педагогики в системе образования.
Повышение уровня психологического благополучия и качества жизни педагогов, учащихся и
студентов на разных этапах профессионального образования и профессиональной деятельности.

Инновационный продукт
• Основы арт-терапии: монография.– СПб.: Лань, 1999.
• Теория и практика арт-терапии: монография. – СПб.: Питер, 2001.
• Системная арт-терапия: монография. – СПб.: Питер, 2002.
• Руководство по групповой арт-терапии: монография. – СПб.: Речь, 2003.
• Арт-терапия психических расстройств: монография. – СПб.: Речь, 2011.
• Психодиагностика в арт-терапии: монография. – СПб.: Речь, 2014 .
• Арт-терапия в преодолении последствий травматического стресса: монография. – М.: Когито-Центр, 2014.

Перспективы развития
• Дальнейшая разработка теории и методологии отечественной арт-терапии как характеризующейся комплексом отличительных особенностей от зарубежных арт-терапевтических школ.
• Уточнение инструментария, программ и методик арт-терапии, прежде всего, применительно к системе образования.
• Изучение психопрофилактических, развивающих, коррекционных, реабилитационных эффектов арт-терапии.
• Создание и совершенствование программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов.

Актуализация достижений отечественной педагогической мысли

Кричевский Борис Вадимович

Кандидат исторических наук, доцент

Исследуемая проблема
Проблема актуализации достижений отечественной педагогической мысли в современном об-
разовании.
Проблема интерпретации классических отечественных педагогических текстов.
Проблема анализа этапов российской государственной политики в области народного просвещения различных эпох с целью выявления наиболее эффективных приемов организации системы образования. В частности, это относится ко второй половине XVII века, когда впервые возник вопрос о необходимости выработки собственной модели отечественного обучения и воспитания.
Проблема определения причин возникновения тех или иных общественно значимых педагогических дискуссий в России и актуализация их результатов в современном образовательном пространстве.
Проблема выявления баланса между традиционными и современными формами обучения и воспитания.
Проблема реализации классических педагогических методик в условиях современного образовательного пространства.

Инновационный продукт
• Образовательные программы.
• Методология и технология оформления педагогического опыта в научную статью.
• Эстетика творческой деятельности.
• Основы мировых религиозных культур в курсе ОРКСЭ.

Перспективы развития
Современные методологии определения аспектов достижений исследователей прошлого.
Изучение феноменологического, герменевтического и системного подходов в постнеклассической парадигме, на-
правленной на обнаружение новых созвучных с сегодняшним днем смыслов.

Дидактика современного образования

Крылова Ольга Николаевна

Доктор педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе, профессор кафедры управления и экономики образования

Исследуемая проблема
Методологические основы новой дидактики.
Изменение содержания школьного образования.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС общего и высшего педагогического образования.
Современные педагогические технологии в общем, высшем и постдипломном образовании.

Инновационный продукт
• Традиции и инновации учебного содержания: монография. – СПб.: изд-во «Аграф», 2004.
• Проектирование содержания образования: традиции и инновации Российской школы: моно-
графия. – СПб.: изд-во «Милена», 2007.
• Социокультурная динамика содержания школьного образования: монография. – СПб.: ООО
«Книжный дом», 2008.
• Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования: монография. – СПб.: изд-во «ЛЕМА», 2010.
• серия пособий «Петербургский вектор введения ФГОС». — СПб: изд-во «Каро», 2013, 2014.
• сайт «Сетевое педагогическое сообщество для поддержки и внедрения ФГОС. url: http://www.fgos-spb.ru.
Образовательные программы для системы повышения квалификации педагогических работников:
• Дидактика высшей школы, современные технологии высшей школы, ФГОС ООО: cтруктура, содержание и технологии реализации, Управление современной школой и др.

Перспективы развития
• Развитие современной теории и практики обучения.
• Междисциплинарное изучение содержания школьного образования, возможности реализации современного содержания образования на разных ступенях школьного образования и в разных образовательных областях.
• Специфика разработки надпредметных программ для школьного образования.
• Современный потенциал рефлексивных (личностных) знаний учащихся.
• Проявление взаимосвязи традиций и инноваций в содержании школьного образования.
• Построение исследовательских сценариев развития образования в обществе «знаний».

Проблемы профессионально-личностного развития педагога

Кузина Надежда Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики

Исследуемая проблема
Инновационное методическое обеспечение развития профессиональной компетентности субъек-
тов образования в учебных заведениях.

Темы исследований:
Сопровождение педагога в инновационной деятельности.
Профессионально-личностное развития педагога.
Успешная социализация детей в современных условиях.

Инновационный продукт
• Монологи об учителе: монография / науч. ред. В.Ю. Кричевский. — СПб.: СПбАППО, 2003.
• Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения в условиях системных изменений: монография. — СПб.: СПбАППО, 2007.
• Стратегии проектирования инновационных процессов в системе ВПО: монография. – СПб.: ИПК СПО, 2012.
• Андрагогическая компетентность педагога: практические аспекты: монография. – СПб.: СПб АППО, 2013.

Образовательные программы: Исследовательская деятельность педагога в образовательном учреждении, Организация экспериментальной работы в образовательном учреждении и др.

Перспективы развития
• Взаимодействие методических служб как фактор активизации инновационной деятельности педагогов в ОУ.
• Андрагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в ОУ.
• Андрагогическая поддержка профессионально-личностного развития педагога в современной школе.
• Педагогическая поддержка формирования позитивного социального опыта детей, оставшихся без попечения родителей.

Управление государственными и муниципальными закупками

Лебедев Владимир Васильевич

Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики образования

Исследуемая проблема
Управление государственными и муниципальными закупками.
Цели направления – подготовка руководителей и специалистов в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, основанная на принципе профессионализма контрактной системы.

Инновационный продукт
• Управление государственными и муниципальными заказами: теория и практика: монография. –
СПб.: СПб АППО, 2012
• Образовательные программы разработаны в соответствии с законодательством РФ, а именно Федеральным законом РФ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 и
другими нормативными правовыми актами Правительства РФ:
Управление государственными и муниципальными заказами.
Управление государственными и муниципальными закупками.
• Эксперт-консультант Федеральной программы: «Система подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления», научный руководитель дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации.

Перспективы развития
Дальнейшее развитие исследований в области контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Санкт-Петербурге и других регионах Российской Федерации.

Развивающий потенциал школьного математического образования

Лукичева Елена Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физико-математического образования

Исследуемая проблема
Исследование воспитательного и развивающего потенциала школьного математического обра-
зования.
Актуальность научно-педагогического направления обусловлена системными изменениями:
• введение образовательных стандартов второго поколения, профилизация обучения.
• введение унифицированных форм государственной итоговой аттестации выпускников.
• разработка инновационных форм обучения и воспитания, в том числе, дистанционных.
• формулирование новых требований к процессу и образовательным результатам.
• утверждение Концепции математического образования в РФ.

Инновационный продукт
• Концептуальные основания изучения математики в контексте содержания ФГОС / Естествен-
но-научное образование в идеологии стандартов второго поколения: проблемы и решения: монография / науч. ред. И.Ю. Алексашина. – СПб.: СПб АППО, 2012.
• Воспитательный и развивающий потенциал предметов физико-математического цикла: монография / Степанова Г.Н., Лукичева Е.Ю. – СПб.: СПб АППО, 2014.
• Проекты:
Организация и сопровождение Всероссийской олимпиады по математике.
Сопровождение мотивированных, талантливых и одаренных детей.
Сопровождение учителей математики Петербургской школы.
Оценка качества математического образования в современной школе.

Перспективы развития
В условиях введения ФГОС второго поколения, декларирующего главной ценностью образования – формирование и развитие личности обучаемого, могут быть проведены научные исследования по таким направлениям, как: мониторинг и диагностика школьного образования; реальные задачи как условие практико-ориентированного обучения; сюжетные задачи как педагогическое условие формирования мотивации к учению; учебно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время; методическая система работы с мотивированными (одаренными, талантливыми) детьми.

Социально-педагогические измерения в системе образования

Матюшкина Марина Дмитриевна

Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-педагогических измерений

Исследуемая проблема
Выявление социально-педагогических, социокультурных результатов образования, а также факторов, влияющих на эти результаты, анализ проблем, тенденций в сфере образования.
Эффективное использование различных методов социально-педагогических исследований и из-
мерительных процедур.
Комплексное оценивание качества образования для разных ступеней и типов образования (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, дополнительное образование детей, постдипломное педагогическое).

Инновационный продукт
• Социокультурные основания оценки качества современного образования: монография. – СПб.:
СПб АППО, 2009.
• Оценка качества постдипломного педагогического образования: опыт и перспективы: моногра-
фия. – СПб.: СПб АППО, 2011.
• Проспективная оценка качества постдипломного педагогического образования: монография. – СПб.: ЛЕМА, 2013.
• Образовательные программы:
Социально-педагогические измерения в образовании.
Оценка качества образования (варианты для ОО разных типов).
Организация мониторинга системы образования: вопросы качества образования.
Социально-педагогическая оценка качества общего образования.
Социально-педагогическая оценка качества профессионального образования.
Социально-педагогическая оценка качества дошкольного образования.
Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций по результатам компьютерного моделирования.
Методология и методы педагогического исследования.
Образовательная квалитология и квалиметрия.

Перспективы развития
• Методология социально-педагогических измерений: синергетический подход.
• Разработка инструментов измерения метапредметных и личностных образовательных результатов.
• Использование математических методов распознавания образов и имитационного моделирования в квалиметрии и
образовательной прогностике.
• Методы исследования отсроченных эффектов образования.

Изучение мотивации педагогической деятельности

Мелетичев Вадим Владимирович

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии

Исследуемая проблема
Мотивационное обеспечение учебной и педагогической деятельности предполагает необходимость организации целенаправленной, системной работы по диагностике и формированию совокупности мотивов, детерминирующих деятельность и учащихся и педагогов образовательных учреждений различного типа и уровня.
Диагностика и оценка готовности к профессиональной (профессионально-педагогической) деятельности – направление, актуализированное переходом современного образования на компетентностный подход.
Психолого-педагогические основы патриотического воспитания – обусловлены пониманием
того, что характер и перспективы развития общества – это определенная совокупность, система ценностей, на которые оно ориентируется и стремится сделать своим реальным достоянием.

Инновационный продукт
• Мотивация профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов: монография – СПб., 2005.
• Диагностика подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей: монография /Кусакин М.Ю., Мелетичев В.В. – СПб., 2012.
• Мотивация профессиональной деятельности и профессиональное выгорание педагогов: теория, диагностика, взаимосвязь, профилактика: монография/ Мелетичев В.В., Шингаев С.М. – СПб., 2013.

Перспективы развития
Совершенствование методов изучения состояния мотивации учения и педагогической деятельности, поиск оптимальных путей, приемов и средств формирования положительных мотивов учебной деятельности обучающихся, мотивации профессиональной деятельности педагогов в современных социальных и экономических условиях.
Разработка системы критериев, позволяющих объективно оценивать уровень готовности к профессионально-педагогической деятельности, совершенствование диагностического инструментария для осуществления данной оценки в условиях компетентностного подхода в образовании.
Определение психолого-педагогических механизмов и социально-психологических и педагогических условий формирования и развития у обучающихся качеств гражданина-патриота России в современных условиях утраты духовно-нравственных ценностей, дефицита патриотических чувств у значительной части граждан страны.

Информационные педагогические технологии

Мылова Ирина Борисовна

Доктор педагогических наук, профессор  кафедры математики и информатики

Исследуемая проблема
Организация образовательного процесса (дидактические средства и педагогические технологии), обеспечивающие достижение качественно новых образовательных результатов.
Дидактические средства и инновационные технологии современного образования.
Теория и практика инновационной деятельности в современной школе.
Комплексная модель взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса в условиях
информатизации образования.
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения коммуникативной
культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Инновационные технологии развития личности ребенка в системе дополнительного образования.
Технологии обучения младших школьников средствами высокотехнологичной образовательной среды.

Инновационный продукт
• Методическая система обучения информационным технологиям учителей начальных классов: монография. — СПб.: Дидактика Плюс, 2007.
• Информационно-технологическая подготовка учителя начальных классов: монография. — СПб.: Дидактика Плюс, 2007.
• Инновации в образовательных технологиях: монография. — СПб.: СПб АППО, 2012.
• Обучение в виртуальной среде: монография. Saarbr cken (Germany ): Pulmarium academic publishing. 2013.
• Программа «Внедрение информационно-коммуникативных технологий в системе управления качеством образования», реализуемая в рамках комплекса программ «Модернизация образования: петербургский вектор».
• Международные и региональные проекты: Темпус-4, на базе СПб АППО в сотрудничестве с университетом города Хильдесхайм (Германия) (2010–2012).

Перспективы развития
Образовательные технологии современной школы. Интерактивные методы в образовательном процессе. Инновационные процессы в методической работе школы. Информационные технологии в современной школе. Инновационная деятельность педагога.

Современные образовательные технологии в школе и в системе подготовки педагога

Муштавинская Ирина Валентиновна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных образовательных технологий, проректор по развитию образования.

Исследуемая проблема
Рефлексивные технологии на уроке и в системе подготовки учителя.
Технология развития критического мышления.
Рефлексивные модели повышения квалификации.
Качество образования в контексте ФГОС.
Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС.

Инновационный продукт
• Образовательные технологии и педагогическая рефлексия: монография. — СПб.: СПб ГУПМ,
2003.
• Рефлексивные технологии в обучении взрослых: монография. — СПб.: СПб АППО, 2008.
• Модернизация региональной системы образования. Опыт Санкт-Петербурга: монография. — СПб.: «Агентство ВиТ-Принт», 2009. (В соавт.)
• Современное пространство повышения квалификации: монография. — LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012.

Перспективы развития
• Обновление теоретической базы направления в связи с новым понятийным аппаратом ФГОС.
• Создание электронных и печатных пособий, связанных с вопросами разработки, внедрения и диссеминации современных образовательных технологий в практику школы и системы повышения квалификации.
• Расширение базы диссертационных исследований.

Система сопровождения профессионального образования

Панов Николай Александрович

Кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой профессионального образования, доцент

Фейгина Эсфирь Ефимовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования

Исследуемая проблема
Совершенствование содержания и качества профессионального образования в результате внедрения ФГОС СПО.
Профессиональное образование должно ориентироваться на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, что объясняется следующими причинами:
• меняются требования к квалификации и качеству подготовки работников;
• ужесточается конкуренция на рынке труда, появляются новые профессии и должности служащих;
• меняется внешняя среда, характер действия экономических и социальных факторов;
• растет рынок образовательных услуг, требовательнее становятся потребители: обучающиеся и
студенты (в СПО) и их родители.

Инновационный продукт
• Фейгина Э.Е. Разработка учебно-программной документации для учреждений НПО и СПО .
в условиях внедрения ФГОС: научно-методическое пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга. — СПб., 2013.
• Фейгина Э.Е. Методическое сопровождение внедрения ФГОС среднего профессионального об-
разования: пособие для образовательных учреждений Санкт-Петербурга. — СПб., 2013.

Перспектива развития
Совершенствовании системы непрерывного профессионального образования в результате разработки:
• модели регионального центра сертификации профессиональных квалификаций на основе соци-
ального партнёрства;
• дистанционного практико-ориентированного образовательного ресурса для повышения квали-
фикации и профессиональной переподготовки;
• инструментария системы менеджмента качества;
• психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения лиц с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования;
• контроля качества организации учебно-воспитательного процесса.

Научно-теоретические основания театрально-игровой деятельности в образовательном процессе

Полякова Татьяна Николаевна

Доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры социального образования

Исследуемая проблема
Научно-теоретические основания применения театрально-игровой деятельности в образовательном процессе.
Театрально-игровая деятельность как социокультурный феномен и компонент содержания об-
разования.
Комплекс проблем взаимодействия театра и образования.
Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры школьников.

Инновационный продукт
• Концепция театрально-игровой деятельности как средство творческого развития учителя .
в процессе постдипломного образования.
• Технология театрального проекта как формы педагогического образования. Программа элективного курса «Развитие речи в театральном проекте».
• Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра: монография. — М.: ПЕР СЭ, 2006.
• Театрально-игровая деятельность в творческом развитии учителя: монография. – СПб.: СПб АППО, 2009.
• Театр и педагогическое образование: развитие творческой личности: монография. – СПб.: СПб АППО, 2009.
• Международные проекты:
Формы и методы театра в работе учителя немецкого языка.
Изучение немецкого языка посредством театра» для учителей немецкого языка стран СНГ.
Семинар по театральным технологиям для учителей немецкого языка стран СНГ 11.12-18.12.2011, Санкт-Петербург.
Роль урока иностранного языка в гражданском воспитании.

Перспективы развития
• Театрально-игровая педагогика как формирующаяся область знания.
• Педагогические концепции модернизации образования с использованием театрального искусства.
• Разработка понятия «театрально-игровая компетентность».
• Инновационные методы и технологии на основе театрально-игровой деятельности.
• Методы исследования творческих способностей учителя в практике театрально-игровой деятельности.

Культурно-антропологический подход в философии образования

Романов Константин Владимирович

Доктор философских наук, профессор кафедры философии образования, заведующий кафедрой философии образования

Исследуемая проблема
Культурно-антропологический подход к достижению образовательных результатов.
Для педагогической практики стало очевидным, что осмысление возможностей интеграции зна-
ний может произойти лишь с новой методологической позиции. Педагоги все чаще стали обращать внимание на «постнеклассический тип современной научной рациональности».
Классический тип рациональности уступил место неклассическому. Последний сменяется социокультурным типом в условиях усиления антропоцентрической направленности исторического процесса.
Социокультурный тип философской рациональности задает совершенно новые координаты для методологического осмысления интеграции знаний. Формируются теоретические исследования педагогической практики, которые тесно связаны с культурной антропологией.
Один из наиболее актуальных вопросов — соотношение философского и религиозного видения антропологии образования. Причиной тому стало переосмысление философско-методологических вех развития национальной педагогической системы в условиях глобализации. Культура образования должна рассматриваться в диалоге с культурой семьи. У истоков культуры высшего образования находятся культуры начального, полного среднего и среднего профессионального образования детей, подростков и молодежи, непрерывного образования взрослых. Процессы взаимодействия этих культур в последние годы вызывают повышенный интерес социологов, экономистов и психологов.

Инновационный продукт
• Культурная антропология образования и семья: монография. – СПб.: СПбАППО, 2003.

Перспективы развития
• Культурно-антропологический подход к развитию образования.
• Культурно-антропологический подход к изучению альтернативных форм развития образования.
• Семейное обучение как условие развития педагогической культуры родителей.
• Культурно-антропологический подход к развитию креативного и логико-информационного мышления.
• Культурно-антропологический подход к достижению личностных результатов образования.
• Культурно-антропологический подход к достижению метапредметных результатов образования.

Парадигмальный подход в философии образования

Сергейчик Елена Михайловна

Доктор философских наук, профессор кафедры философии образования

Исследуемая проблема
Философия образования: парадигмальный подход.
Успешному решению проблемы способствует философия образования — область философского знания, которая представляет собой рефлексию над сущностью, смыслом, целями образования через призму представлений о человеке, сложившихся в различных философских школах и направлениях. Философия образования выступает по отношению к педагогике как метатеория, поскольку в основе любых педагогических систем, концепций, идей имплицитно или эксплицитно присутствуют философские принципы,
корреспондирующие с различными философскими теориями и идеями. Парадигмальный подход позволяет упорядочить процесс истории педагогической мысли и рассмотреть его как смену парадигм, каждая из которых имеет свои собственные основания, несводимые к другим. Опора на парадигмальный подход в философии образования и педагогике препятствует проведению поверхностных аналогий между философско-образовательными концепциями, необоснованному синтезу несовместимых философско-педагогических идей и ориентирует на разработку стратегий образования, которые базируются на фундаментальных принципах соответствующего исторического типа рациональности, выражающего реалии конкретной исторической эпохи.

Инновационный продукт
• Философия истории: монография. – М.: Лань, 2002.
• Разумна ли история? Философская рациональность как основа осмысления исторического процесса. The Edwin Mellen Press, Lewiston-Queenston-Lampeter, 2001.
• Начала философии: УМК для старшей школы (учебник, хрестоматия, методическое пособие). — СПб., 2001. (В соавт.)
• Начала философии. Раздел IV. Человек и общество: учебник // Философские науки. — 2011. — № 8—10; 2012. — № 5, 6, 8.

Перспективы развития
Освоение основных направлений постнеклассической философии – герменевтики, феноменологии, постструктурализма, которые могут выступать в качестве методологии философско-образовательных и педагогических исследований.
Анализ возможностей образования в формировании и развитии идентичности разного уровня (личностной, социальной, глобальной, национальной, профессиональной, региональной и пр.).

Развитие учащихся средствами физики как учебного предмета

Степанова Галина Николаевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры физико-математического образования

Исследуемая проблема
Развитие учащихся средствами физики как учебного предмета на основе информационного подхода.
Информационный подход – это системная организация учебного процесса, который направлен
на выявление и установление в содержании образования системообразующих связей и отношений и ориентирован на достижение запланированного результата обучения.
Информационный подход позволяет рассматривать обучение как процесс, основу которого составляют: поиск и извлечение информации из всевозможных источников; присвоение и критическое осмысление информации; обмен информацией в процессе коммуникации; адекватное преобразование (трансляция) информации в знание; создание субъективно нового, а в некоторых случаях и объективно нового знания.

Инновационный продукт
• УМК по физике для основной и старшей школы.
• Модули программы повышения квалификации: «Развитие учащихся в процессе обучения физике на основе информационного подхода», «Интерактивные технологии обучения физике на основе информационного подхода», «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике в основной школе», «Информационный подход в обучении:
формирование универсальных учебных действий на основе УМК Г. Н. Степановой».
• Развитие школьников в процессе обучения физике на основе информационного подхода: монография. — СПб., 2001.
• Актуальные проблемы обновления содержания и технологий обучения физике в основной школе: монография. — СПб., 2000.
• Воспитательный и развивающий потенциал предметов физико-математического цикла: монография/Степанова Г.Н., Лукичева Е.Ю. – СПб.: СПб АППО, 2014.
• Учебники по физике (5–11 классы), в том числе «Инновационная школа. ФГОС» и Сборник вопросов и задач по физике для основной и профильной школы / Степанова Г.Н., Степанова А.П. – СПб.: ООО «СТП Школа», 2012.

Перспективы развития
Формирование универсальных учебных действий средствами учебных предметов средствами учебного пропедевтического курса «Физика с пятого класса», для реализации которого разработан авторский учебно-методический комплекс.

Актуальные проблемы современной истории образования

Шевелев Александр Николаевич

Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики

Исследуемая проблема
Историко-образовательная урбанистика.
Социально-политическая история отечественного образования.
История педагогического образования в России.
Понимание значения социокультурных и образовательных условий городов России позволяет
реализовать регионально-краеведческий, учрежденческий, биографический аспекты темы «Отечественный город и его школа». Сравнительный анализ прошлого и современности городских систем образования позволяет рассматривать эту тему в аспекте выявления уникальных городских образовательных традиций, являющихся фактором развития и модернизации городской школы на современном этапе.

Инновационный продукт
• Школа. Государство. Общество: очерки истории государственной образовательной политики 60—80-х годов XIX века: монография. — СПб., 2000.
• Образовательная урбанистика: историко-педагогические аспекты изучения дореволюционной петербургской школы: монография. — СПб., 2006.
• Образовательная урбанистика: методологические аспекты изучения образовательной среды учебных заведений дореволюционного Петербурга: монография. — СПб., 2008.
• Петербургская дореволюционная школа как историко-образовательный феномен: монография. — СПб., 2013.
• Петербургское учительство: три века истории: монография. — СПб., 2014.

Перспективы развития
• Антрополого-биографический и сравнительный альтернативно-исторический аспекты изучения социально-политической истории отечественной школы.
• Дальнейшее изучение истории петербургской школы в различных аспектах ее жизнедеятельности.
• Подготовка учебного пособия по истории отечественного педагогического образования.

Психология профессионального здоровья педагогов

Шингаев Сергей Михайлович

Доктор психологических наук, профессор, доцент, заведующий кафедрой психологии

Исследуемая проблема
Психологическое обеспечение профессионального здоровья педагогов.
Поддержание возможностей педагога для обеспечения эффективности и качества труда.
Повышение психологической компетентности педагогов в области профессионального здоровья, снижения влияния негативных факторов профессиональной среды на здоровье педагога, повышение его стрессоустойчивости.

Инновационный продукт
• Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджеров: монография. – СПб.:
СПбГУ, 2011 .
• Психическая саморегуляция в менеджменте: монография. – СПб.: СПбАППО, 2011 .
• Образовательные программы:
Психология профессионального здоровья.
Управление стрессом в профессиональной деятельности.
Стресс-менеджмент.

Перспективы развития
Дальнейшая разработка понятийной базы (в том числе самого определения профессионального здоровья), в наполнении эмпирическими данными и практическими наработками каждого из этапов психологического обеспечения профессионального здоровья.

Система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Яковлева Наталья Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной)
педагогики

Исследуемая проблема
Система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ведущими направлениями являются: социализация, включающая деятельность, направленную
на исследование уровня сформированности социально значимых умений и навыков, как у детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей, обучающихся в общеобразовательной школе, но находящихся в «группе риска»; инклюзивное образование; доступность качества образования.
Создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возмож-
ностями в системе образования общего назначения, на всех ступенях, во всех типах и видах обра
зовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов) предполагает развитие системы инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях, школе.
В настоящее время возникают противоречия между потребностями практики по обеспечению качества обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в различных типах образовательных учреждений и необходимостью теоретической разработки данной проблемы.

Инновационный продукт
• Формирование коммуникативных умений учащихся с интеллектуальной недостаточностью: монография. — СПб.: СПб АППО, 2009.
• Адаптивные образовательные программы: «Образование детей с нарушением слуха», «Образование детей с нарушением зрения», «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».

Перспективы развития
• Дальнейшая разработка концепции непрерывного инклюзивного образования (дошкольное образовательное учреждение, школа, учреждения профессионального образования).
• Особенности взаимодействия педагогического коллектива и родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Дайджест © СПб АППО, 2014