СПб АППО

2019-03-28 ПМОФ-2019: Педагогические работники Петербурга приняли участие в дискуссии о способах повышения привлекательности, доступности, востребованности и качества СПО для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

В целях согласования позиций профессионального сообщества в способах повышения привлекательности, доступности, востребованности и качества СПО для лиц с инвалидностью и ОВЗ, в рамках Петербургского образовательного форума 27 марта 2019 г. в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования состоялась Панельная дискуссия «Инклюзивное образование в системе СПО: проблемы и пути решений».

В панельной дискуссии приняли участие более 60 представителей сферы образования Петербурга: более 60 педагогических работников профессиональных образовательных учреждений, школ, ВУЗов.

С приветственным словом на открытии дискуссии выступили Ибашян Карина Фурмановна, главный специалист отдела профессионального образования Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга и Панов Николай Александрович, заведующий кафедрой профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования .

Ибашян Карина Фурмановна подчеркнула важность обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Макарьев Игорь Сергеевич, доцент кафедры профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, заведующий Институтом развития образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, говорил о необходимости повышения привлекательности, доступности, востребованности и качества СПО для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

В своем выступлении Макарьев Игорь Сергеевич отметил, что инклюзию не следует рассматривать как простое дополнение к обычным образовательным учреждениям или как реформирование коррекционных школ. В большинстве стран исходят из более широкого определения инклюзивного образования: разнообразие в любой группе обучающихся является «естественным» и само инклюзивное образование рассматривается как инструмент, помогающий обеспечить доступность образования, участие (получение качественного опыта обучения) и реализацию способностей (достижение результатов обучения). Таким образом, подвел итог Макарьев Игорь Сергеевич, инклюзия рассматривается как неотъемлемая составляющая современной образовательной парадигмы.

О необходимости организации профориентационной работы с лицами с инвалидностью и с ОВЗ по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения говорил Чукардин Владимир Анатольевич, главный специалист по профреабилитации и занятости инвалидов отдела профессиональной и психологической реабилитации и абилитации инвалидов Федерального научного центра реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Чукардин Владимир Анатольевич отметил необходимость содействия в профессиональной и социальной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ и подчеркнул в своем выступлении, что преподавателям и мастерам СПО необходимо:

  • владеть знаниями особенностей состояния здоровья обучаемых инвалидов,
  • стараться изживать у них элементы социального иждивенчества,
  • обучать навыкам пребывания в учебном и производственном коллективе, грамотно организовывать контакты с родителями, с будущими работодателями (в том числе помочь наладить наставничество в рамках сопровождения при содействии занятости инвалидов).

Важнейшей целью после обучения, считает Чукардин Владимир Анатольевич, должно стать стабильное закрепление в будущем большинства обучающихся с инвалидностью на открытом рынке труда.

В работе семинара приняла участие Романченко Екатерина Владимировна, начальник Базового центра содействия трудоустройству выпускников Санкт-Петербурга. В своем выступлении она затронула актуальные вопросы трудоустройства выпускников СПО с инвалидностью и ОВЗ. Рассказала о деятельности Базового центра содействия трудоустройству выпускников Санкт-Петербурга.

Екатерина Владимировна отметила основные проблемы, которые, по ее мнению, и в настоящее время остаются актуальными на рынке труда в Российской Федерации. Она подчеркнула, что положение лиц с инвалидностью по-прежнему остается не соответствующим их потенциальным возможностям. Показатели трудоустройства инвалидов достаточно низкие, и проблема до сих пор требует решения. Такая ситуация связана со многими причинами как со стороны человека с инвалидностью, так и со стороны работодателя: не адаптировано рабочее место; низкая оплата труда; сложности с проездом до рабочего места; недостаточно понимания со стороны работодателя и коллектива.

О развитие кадрового потенциала инклюзивного образования в системе СПО говорила Красновская Галина Николаевна, директор СПб ГБ ПОУ«Охтинский колледж».

Минин Даниил Сергеевич, кандидат психологических наук, доцент Факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО, специалист по учебно-методической работе Центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО в своем выступлении обратил внимание на психологические аспекты формирования готовности преподавателей к инклюзивному образованию. Даниил Сергеевич затронул актуальные вопросы организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогических работников и учебно- вспомогательного персонала образовательных организаций СПО по вопросам работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ.

В выступлении Гавриловой Юлии Борисовны, директора Северо-Западного филиала Образовательно-издательского центра “Академия” шла речь об информационно-технологических решениях Образовательно-издательского центра «Академия» для инклюзивного образования в системе СПО.

Юлия Борисовна рассказала о том, что образовательно-издательский центр «Академия» на базе облачных технологий предлагает платформенные решения, которые позволяют реализовывать очное и дистанционное обучение с применением электронного обучения и цифрового учебного контента. Решаемые данными электронным продуктом задачи – это:

  • повышение качества образования, индивидуализация учебного процесса,
  • сокращение сроков обучения,
  • организация взаимодействия с работодателями,
  • реализация инклюзивного образования,
  • организация обучения взрослого населения,
  • организация профориентационной работы с учащимися.

При подведении итогов панельной дискуссии было отмечено, что инклюзивное образование декларирует социальную вовлеченность всех членов общества в общественную жизнь.

ФОТООТЧЕТ