СПб АППО

Актуальные проблемы естественно-научного образования обсудили в Петербурге

25-27 марта на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и еще четырёх образовательных площадок города в режиме онлайн состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы естественно-научного образования». 

Конференция была организована кафедрой основного и среднего общего образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедрой физики космоса ИНАСАН Московского педагогического государственного университета. 

В работе конференции приняли участие более 60 специалистов в области преподавания естествознания из 11 городов России: Астрахани, Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Томска, Челябинска, а также из Эстонии и Казахстана. 

Среди участников конференции было 16 докторов и 26 кандидатов наук, работающих в различных вузах страны, институтах Российской академии наук, учреждениях повышения квалификации учителей, учителя, педагоги дошкольного образования, педагоги дополнительного образования, преподаватели СПО, аспиранты, магистранты и студенты, – участники представляли 57 организаций. В ходе работы конференции  обсуждались вопросы в двух проблемных полях:

  • Содержание естественно-научного образования в ракурсе компетентностного подхода: развитие функциональной грамотности учащихся в урочной и внеурочной деятельности; подготовка учителей  к формированию и оценке естественно-научной грамотности;  использование педагогических технологий и результативных практик формирования и оценки естественно-научной грамотности.
  • Теория и методика преподавания интегрированных курсов естественно-научной направленности: методика и технологии преподавания курса «Естествознание» в общеобразовательной школе с позиций реализации ФГОС СОО; методика преподавания интегрированных курсов в высшей школе.

В ходе панельной дискуссии модератор конференции, профессор кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО Ирина Юрьевна Алексашина организовала дискуссию по следующим вопросам:

1. Отменяет ли функциональная грамотность академическую?

2. Чем задания на формирование и оценку функциональной грамотности отличаются от традиционных учебных задач?

3. Какова роль интегрированных курсов в формировании естественно-научной грамотности?

4. Готовы ли педагоги к формированию и оцениванию естественно-научной грамотности учащихся? 

Участники конференции получили возможность дистанционно познакомиться с:

– результативными педагогическими технологиями и инновационными педагогическими практиками формирования и оценки функциональной грамотности, включая обсуждение различных аспектов формирования естественно-научной грамотности с использованием метакогнитивных образовательных технологий;

– разработкой интегративного содержания проектной деятельности для формирования читательской и естественно-научной грамотности при реализации учебных проектов в основной и старшей школе;- использованием практико-ориентированных проектов естественно-научной направленности в урочной и внеурочной деятельности учащихся;

– значением естественно-научной грамотности  при реализации профильного образования;

– опытом и перспективами развития естественно-научной грамотности у детей младшего возраста на основе интеграции основного и дополнительного образования. Во второй день на площадках школ дистанционно обсудили проблемы, связанные с естественно-научным образованием, продемонстрировали мастер-классы.

В рамках мастер-классов участникам было предложено познакомиться с некоторыми подходами к разработке компетентностно-ориентированных заданий. Наряду с этим, участники получили возможность осмысления места компетентностно-ориентированных заданий в преподавании дисциплин естественно-научного цикла, в том числе с использованием музейного образовательного пространства. Основываясь на содержании концептуальных рамок, предлагаемых в рамках Международного исследования PISA, участники смогли проработать характеристики и систему оценивания заданий, направленных на развитие и оценку различных аспектов естественно-научной грамотности обучающихся. 

Третий день был посвящён подведению итогов работы конференции. Члены программного и организационного комитетов в режиме видеоконференции обсудили основные результаты конференции в условиях изменившегося формата проведения. Рассуждая о содержательных аспектах, организаторы отметили важность обсуждаемых на конференции проблем для модернизации содержания и методов преподавания естественно-научных предметов в школе с целью формирования естественно-научной грамотности учащихся, повышения их мотивации к изучению естественных наук. Были перечислены меры по совершенствованию подготовки и переподготовки научных и педагогических кадров с целью повышения качества отечественного естественно-научного образования. Члены комитетов конференции рекомендовали расширять рамки информационного пространства с использованием инновационного опыта, представленного педагогами на конференции, тиражировать материалы конференции на очных встречах (конференциях, семинарах, мастер-классах) и заочных мероприятиях (вебинарах, консультациях). 

Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы естественно-научного образования» представлены в специальном выпуске научно-методического журнала «Физика в школе» (№2, 2020), который содержит 40 научных и научно-методических статей, общий объем публикаций – 236 страниц. 

C материалами выступлений участников конференции можно также ознакомиться на сайте конференции 

Более подробная информация о проведении конференции доступна по ссылке