СПб АППО

Вопросы цифровизации образования обсудили в Академии

18 февраля 2022 года в СПб АППО в дистанционном режиме состоялся круглый стол по обмену опытом реализации проектов опытно-экспериментальной работы, связанных с вопросами цифровизации образования.

В ходе представления промежуточных результатов опытно-экспериментальной работы (ОЭР) школ были рассмотрены задачи пройденного этапа, некоторые результаты, возникшие риски и проблемы, планы на март и апрель. Также были представлены фрагменты исследовательских проектов.

В выступлении заместителя директора по ОЭР, кандидата педагогических наук Юрия Винницкого (школа №169 с углублённым изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга) были рассмотрены три задачи второго этапа ОЭР по выделенным на первом этапе структурным элементам цифровой образовательной среды (ЦОС). Показано влияние ЦОС и электронного обучения на социальные установки обучающихся основной и средней школы. Рассмотрены результаты диагностики ориентированности цифровой образовательной среды на развитие личностных качеств учащегося. Юрий Анатольевич выделил риски и проблемы активизации интереса обучающихся к погружению в мир цифровых технологий. Были предложены критерии отбора цифровых образовательных ресурсов.

В своем выступлении руководитель ОЭР школы №551 в Кировском районе Е.В. Бякова обратила внимание на разработку и описание модели электронного диагностического ресурса для оценки школьной ЦОС: разработку содержательных элементов ЦОС для влияния на компоненты социальных установок обучающихся, разработку минимальных требований к школьной ЦОС, апробацию диагностических материалов, организацию сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями района и города. Представлены итоги обсуждения результатов проведённого мониторинга ЦОС. В качестве объектов социальных установок выделены: сотрудничество, творчество, непрерывное образование, самоопределение, безопасность. Рассмотрены сетевые проекты по математике (например, «Прекрасная математика в залах Эрмитажа»), истории и обшествознанию, совместный кейс по математике и физике «Сказка о попе и работнике его Балде», сетевой квест по истории и географии «Гарри Потер и дары Интернета».

Руководитель ОЭР гимназии №426 Петродворцового района Д.Г. Штенников, кандидат технических наук, доцент факультета программной инженерии и компьютерной техники Университета ИТМО, рассмотрев работу над конечными продуктами ОЭР, особое внимание уделил совершенствованию устройства для непрерывной биометрической идентификации пользователя в электронной образовательной среде. В связи с возможностью выхода данного направления работ на мировой уровень, автору было задано много вопросов по поводу возникающих рисков, угроз и проблем.

Директор школы №567 Петродворцового района Санкт-Петербурга И.А. Битюникова и методист по ОЭР И.А. Туманов провели анализ нормативно-правовой базы информационной безопасности. За счёт участия во Всероссийских онлайн-конференциях, в мероприятиях СПб АППО, Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий, внутрифирменного обучения «ИКТ в практике учителя-предметника» осуществлена подготовка педагогов к решению задач ОЭР. Диагностика отношения к вопросам информационной безопасности педагогов, родителей и детей позволила обнаружить проблемы, которые требуют незамедлительного решения.  2/3 опрошенных обращают внимание на отсутствие стандартизированных технико-технологических решений для образовательных организаций в области информационной безопасности. Школа стала пилотной площадкой издательства «Русское слово» по внедрению в образовательный процесс учебно-методического комплекса «Кибербезопасность».  Совместно с компанией Softline внедряются системы защиты информации. Развивается проект «Школа блогеров. Голос молодёжи».

Директор школы №156 с углублённым изучением математики Калининского района А.Е. Белик и зам. директора В.М. Кравцов обратили внимание коллег, что в связи с началом ОЭР с января 2022 года разрабатывалась «Дорожная карта», которая включила: формирование интеллектуальной ценности в процессе освоения цифровых технологий, ориентационную деятельность, осознание возможных рисков и работу с волонтёрами из числа педагогов, родителей и обучающихся. Данное направление поддерживается социальными партнерами: ЛЭТИ, Михайловской военной артиллерийской академией, РГПУ им. А.И. Герцена. Разработаны и внедряются проекты цифрового волонтёрства в средней школе (например, «Цифровая молодость»), анализируются видео-ролики в социальных сетях, реализуются мини-проекты в курсах информатики и технологии. Совместно с волонтёрами изучаются риски цифровой среды.

Презентации участников размещены на сайтах образовательных учреждений с приглашениями к участию в мероприятиях по данной тематике на Международном образовательном форуме Санкт-Петербурга в марте.

Организатор круглого стола – кафедра философии образования СПб АППО, ведущий – профессор кафедры, доктор философских наук, почётный работник высшей профессиональной школы РФ Константин Романов.

Видеозапись