СПб АППО

В Петербурге завершилась стажировка для управленцев из регионов о лучших инновационных практиках в школе 

Более 150 представителей управленческих команд из 26 регионов России приняли участие в стажировке «Инновационное развитие школы как ресурс модернизации региональной системы образования Санкт-Петербурга. Формирование компетенций ХХI века». Организаторы мероприятия – Академия Министерства просвещения России, Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. 

12 мая в концертном зале «Карнавал» Городского Дворца творчества юных стартовал первый день работы стажировки. На открытии с приветственным словом к участникам обратились: заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Михаил Пучков, проректор Академии Минпросвещения России Ирина Тараданова. 

Содержательную часть стажировки открыло выступление заместителя директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Анны Тимофеевой. В выступлении Анны Александровны шла речь об актуальных задачах государственной политики и управления в сфере общего образования:

Важно совместными усилиями продолжать выстраивать процессы развития образования таким образом, чтобы современные образовательные организации помогали решить вопросы ХХI века, а девизом стали слова президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина: “Современное качественное образование должно быть доступно каждому”​

Проректор Академии Минпросвещения России Ирина Тараданова говорила о важности Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:

Профессиональное развитие педагогического коллектива – это управляемый процесс непрерывного движения к качественно новому состоянию организации, направленный на формирование профессиональной зрелости коллектива, его готовности к продуктивному решению новых педагогических задач. Грамотно организованная методическая работа, методическое сопровождение педагогов являются драйверами профессионального роста педагогов, школьных коллективов, школьных команд и, как следствие, залогом повышения качества школьного образования

На встрече было отмечено, что всем участникам образовательного процесса предстоит строить Единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогов и управленческих кадров, при этом каждый регион может внести свои особенности и уникальные достижения в данную систему. В Петербурге таким инструментом выступает инновационная деятельность, которая обеспечивает не только повышение качества образования каждого учащегося, но и непрерывное развитие профессионального мастерства педагога. 

Особенности петербургской системы развития инновационной деятельности представили: заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Михаил Пучков и начальник отдела развития образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Светлана Адреевская. 

Система образования даёт широкие возможности для развития инновационного потенциала как педагогических работников, так и образовательных организаций в целом, начиная от традиционного повышения квалификации педагогов, и заканчивая системой грантовой поддержки наших образовательных учреждений,

— отметила Светлана Ивановна.

После пленарного заседания работа продолжилась по шести направлениям инновационной деятельности. Тематические направления стажировки были одинаковы для обоих дней: современные подходы и инструменты оценки качества образования, региональная модель развития гуманитарного образования, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, региональная модель развития инженерно-технологического образования, система дополнительного образования детей, цифровая образовательная среда современной школы. Участники стажировки самостоятельно выбирали образовательный маршрут, на базе стажировочных площадок с коллегами работали педагоги-практики и представители СПб АППО.

Стажировка организована очень интересно, есть возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, выбора образовательной организации по своему направлению, что позволяет углубиться в тему. Специалистам в этом направлении можно задать вопросы, понять, где точки роста; можно найти варианты сотрудничества и совместных действий,​

— отметила заведующий Центром развития профессиональных компетенций руководителей и системных изменений в образовании Красноярского краевого института повышения квалификации Татьяна Молчанова.

В первый день стажировки опытом работы поделились шесть учреждений города: Центр оценки качества образования и информационных технологий, Вторая Санкт-Петербургская Гимназия, школа №616 Адмиралтейского района «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения “Динамика”», школа №334 Невского района, Эколого-биологический центр «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных, школа №255 Адмиралтейского района.   

С краткой презентацией стажировочных площадок выступил профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО) Виктор Виноградов.  

Видеозапись 

13 мая, во второй день работы стажировки, опытом по развитию инновационной деятельности поделились следующие ведущие учреждения города: гимназия №284 Кировского района, гимназия №192 Калининского района, школа №755 «Региональный Центр аутизма», Инженерно-технологическая школа №777, лицей №590 Красносельского района и Академия талантов. 

Завершающая пленарная сессия с последующим осмыслением результатов двух дней работы состоялась в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. К обсуждению присоединились представители управленческих команд из Воронежской, Мурманской, Владимирской, Ленинградской, Ростовской, Липецкой и других областей страны, Республики Татарстан, Ямало-Ненецкого автономного округа, Чувашской Республики, Краснодарского края и других регионов России. 

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Татьяна Говорушина, ректор СПб АППО. После обращения Татьяны Константиновны состоялись значимые выступления по теме встречи. Было отмечено, что эпидемия COVID-19 бросила вызов системе образования, и дистанционное обучение из возможного варианта получения знаний превратилось в необходимый (при определённых условиях). В докладе проректора по методической работе СПб АППО Юлии Глаголевой шла речь о региональном проекте по сопровождению обучения в смешанном формате (сочетание очного и семейного образования). В проекте приняли участие 2000 учителей, было подготовлено более 4500 видеуроков. Ссылка на Городской портал дистанционного обучения

Об особенностях введения обновлённых ФГОС в Петербурге, управленческих решениях в контексте реализации стандартов рассказала заведующий кафедрой начального, основного и среднего общего образования Ирина Муштавинская. Также Ирина Валентиновна поделилась с коллегами рекомендациями по введению ФГОС. Портал сетевой педагогической поддержки внедрения ФГОС

В выступлении профессора кафедры филологического образования СПб АППО Сергея Фёдорова речь шла о функциональной грамотности как стратегическом ориентире развития образования. Говоря о читательской грамотности, Сергей Владимирович оттолкнулся от идеи «весь мир есть текст», рассказал о символах Петербурга, связал их с историческим контекстом.   

Особенности организации научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров представил заведующий Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров СПб АППО Александр Небренчин. 

Насыщенная программа стажировки позволила участникам не только ознакомиться с новыми практиками, обменяться опытом, но и завести полезные знакомства. Так, директор школы №37 (Выборг) Наталия Данилова отмечает:

Это были два дня очень глубокого содержательного погружения в лучшие практики Санкт-Петербурга. Большим плюсом стала возможность общения с коллегами из разных субъектов, обмен опытом. Мы рады, что в культурной столице есть большое количество образовательных учреждений со своими традициями и инновациями, очень многое мы взяли на заметку и будем частично трансформировать на свои образовательные учреждения. Самое главное, что такое профессиональное общение даёт нам возможность повышать профессиональную культуру, культуру управленца. Спасибо за организацию стажировки!

Санкт-Петербург всегда открыт для обмена опытом; обсуждения вызовов, которые стоят перед системой образования, возможных решений, перспектив развития. Ждём участников из регионов на следующих встречах!

Ссылка на трансляцию