СПб АППО

В Петербурге обсудили цели географического образования в современной школе

Свыше 150 учителей и учащихся Петербурга приняли участие в городском научно-практическом семинаре «Цели и задачи современного географического образования», который прошел в Штаб-квартире Русского географического общества 4 декабря. В рамках мероприятия также состоялось награждение победителей и участников конкурса ученических работ«Освоение Арктики».

Семинар открыла старший преподаватель кафедры естественно-научного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Людмила Васильевна Тарасова. Она рассказала собравшимся о значении городского конкурса ученических работ «Освоение Арктики» для учителя. По словам Людмилы Васильевна, он позволяет не только  формировать новые педагогические знания,  новые виды  познавательной деятельности, направленные на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития, но и создает условия для  самоопределения учащегося и учителя по отношению к миру культуры,  возможность учитывать индивидуальные особенности и интересы детей. «Учитель повышает собственный профессиональный статус, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы, открывает возможности формирования жизненного опыта учащихся, ведет их по ступенькам роста от конкурса к конкурсу», – подчеркнула Людмила Васильевна.  

Ученик 7 класса гимназии №652 Выборгского района Михаил Тенишев отметил важность изучения Русской Арктики и процитировал слова великого мореплавателя адмирала Макарова: «Россия есть здание, фасад которого выходит на Ледовитый океан. Мы – жители нашей страны, должны знать и не забывать имена полярных исследователей прошлого и настоящего времени, их открытия, вклад в науку и географические подвиги». Михаил подчеркнул, что благодаря участию в конкурсе он узнал много новых интересных фактов о жизни мужественных покорителей северных широт, прочитал книги об их подвигах. В ходе подготовки  работы, посвященной  полярным экспедициям Александра Васильевича Колчака,  Михаил  познакомился  с его научной деятельностью  по изучению  состава льдов, исследованию морской воды и даже  ее обитателей.

«Государственная итоговая аттестация. Где востребована география?». Так звучала тема доклада проректора по методической работе, доцента кафедры естественно-научного образования СПб АППО Татьяны Станиславовны Кузнецовой, которая подробно рассказала о возможных вариантах выбора профессии, где востребована география. «У современных школьников есть уникальная возможность выбрать профессию, где географические науки является ведущими», – подчеркнула Татьяна Станиславовна в своем выступлении. Она также перечислила сайты, которые могут помочь в выборе будущей профессии, рассмотрела программы обучения, перечислила ВУЗы, которые занимают верхние строчки рейтингов, а также специальности, востребованные на рынке труда. Так, в частности, в последние годы многие географические специальности получили новые направления. Например, космическая картография, где благодаря спутниковым снимкам специалисты составляют подробные карты, необходимые в деятельности научно-исследовательских институтов и природоохранных организаций. Гляциология сейчас находится на фазе подъема.

Об увлекательной экспедиции к Северному полюсу на собаках рассказал профессиональный путешественник, почетный полярник России, председатель Полярной комиссии Российского географического общества, заместитель директора Российского государственного музея Арктики и Антарктики Виктор Ильич Боярский. «Путешествие — это состояние души», – сказал Виктор Ильич. За его плечами уже шесть больших экспедиций. Каждое путешествие сопряжено с опасностями.

– В Арктике морской лед находится в постоянном движении – он ломается, появляются разводья, белые медведи не дремлют. Чтобы двигаться по морскому льду, нужно иметь не только большой опыт, но и хороших собак. Там везде ледяная вода. Экспедиции проходят в апреле-мае. Температура в начале апреля там от -35°до – 40°, в мае получше – до – 10°-15°. Люди, отправившиеся в такую экспедицию, очень страдают: от холода, неудобств и всего, что связано с таким мероприятием. В таких условиях очень важна мотивация. Нужно, чтобы для человека это было мечтой, тогда ему будет казаться все красивым и интересным. Но самое большое испытание — холод и ветер. Холодно там везде – и в палатке, и за ее пределами. В таких условиях и люди познаются быстрее.  В Арктике важно, чтобы те, на кого ты рассчитываешь, не подводили. Испытания на каждом шагу и борьба в буквальном смысле идет за выживание, – рассказал Виктор Ильич.

«Арктика: миражи, загадки, гипотезы, факты, открытия». С таким докладом выступил учитель географии гимназия №85 Петроградского района, действительный член Русского географического общества, участник двадцати экспедиций по исследованию Арктики Андрей Юрьевич Иванов. Он рассказал об экспедиции на остров Жохова, где проводились раскопки в очень сложных погодных условиях. Находки превзошли все ожидания, так как были найдены не только орудия труда, сделанные из моржовой кости, но и предметы быта: игла, которой можно было шить, деревянная посуда. Андрей Юрьевич подчеркнул, что в экстремальных условия важно распределение обязанностей, умение взаимодействовать, слышать и слушать своих товарищей.

Участник нескольких зимовок в Арктике, ветеран Балтийского морского пароходства, действительный член Русского географического общества Михаил Владимирович Вяхирев рассказал о том, как стать полярником.  В настоящее время в России действуют около 70 полярных и метеостанций. «Российские полярники днем и ночью проводят измерение и регистрацию метеорологических величин и атмосферных явлений, протекающих в акватории морей Северного Ледовитого океана. Их основная цель – обслуживание судов, движущихся по СМП и полётов самолетов. Чтобы называться полярником, надо влюбиться в суровую красоту Заполярья. Полюбить прозрачный изумрудный воздух, звенящую в ушах тишину, красоту Северного сияния, по окончании полярной ночи с восторгом встречать первые лучи солнца. А летом с умилением рассматривать робкие, неказистые цветочки, пробивающиеся из вечной мерзлоты, спрятавшись от ветра среди камней», – рассказал Михаил Владимирович.  

В конце семинара были подведены итоги городского конкурса ученических работ среди обучающихся 7-9 классов «Освоение Арктики», посвященного важным историческим событиям и датам  в освоении арктического пространства  России.

Фотоотчет

Поделиться в социальных сетях:
error