СПб АППО

В Петербурге состоялись «Лихачёвские чтения»

28 февраля 2022 года в школе №47 имени Д.С. Лихачёва состоялась региональная конференция исследовательских и творческих работ школьников в области гуманитарной культуры – «Лихачёвские Чтения».

С 2021 года при поддержке СПб АППО, Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук РФ и ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга конференция с двадцатилетней историей приобрела региональный статус. Больше 60 учащихся школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области представили свои исследования, проекты и эссе, в которых постарались осмыслить современное культурное пространство через экологию языка и культуры, историю страны, города, улицы, своей семьи.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал, что «воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать, – начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». Эта мысль проходит красной нитью через тематику каждой секции ежегодных «Лихачёских Чтений».

Экспертное жюри под руководством Сергея Фёдорова, кандидата педагогических наук, доцента кафедры филологического образования СПб АППО, оценивало работы учащихся в рамках семи направлений: семейные архивы и библиотеки, семейные реликвии, семейные традиции; жизнь замечательных людей (герои живут рядом); эссе (наследие Д.С. Лихачёва в современном мире); экология языка и экология культуры.

Победители и призёры заочного этапа конференции 28 февраля представили в очном формате свои работы компетентному жюри, которое и определило абсолютных победителей по направлениям: исследование, проект и эссе.

Как отметили члены жюри, уровень работ, представленных на «Лихачёвские чтения» 2022 года, был высоким. Свои исследования и проекты защищали и участники, имеющие за плечами большой опыт выступлений, и совсем юные исследователи.

Самая юная участница конференции – Ярослава Пирогова, ученица школы №70 – рассказала об истории своей семейной библиотеки и о любимых книгах, переживших блокаду Ленинграда.

Большое впечатление на жюри произвело исследование «Изучение жизни ленинградской семьи в первый год Великой Отечественной Войны (лето 1941 г. – лето 1942 г.) на основе семейных архивов и воспоминаний». Автор работы – Элина Глушанок, ученица Инженерно-технологической школы №777. Победительница финального этапа поразила не только рассказанной историей, но и методами исследования. Семиклассница, съев только 70 г хлеба, отважилась повторить ежедневный маршрут своей прабабушки в 12 километров, который та проделывала, чтобы добраться до места работы в осаждённом городе.

Исследование «Номинативные и словообразовательные особенности гидронимов Выборгского района Ленинградской области» Анастасии Савульчик, ученицы 7 класса школы №619, восхитило председателя жюри Сергея Фёдорова научной классификацией и глубиной понимания словообразования названий гидронимов.

Видеоролик, снятый Юхновцом Александром, учащимся 6 класса школы №47, – «Фотография из семейного архива» о прадеде – учителе Русского Севера, заставил задуматься об интересной судьбе советского педагога.

Участники конференции и их научные руководители получили на память дипломы и благодарственные письма, а также громкие овации от гостей мероприятия. Важно, что ребята услышали и советы от членов жюри, в каком направлении можно развивать, дополнять и совершенствовать свои исследования и проекты, чтобы встретиться вновь, уже в следующем году, на «Лихачёвских Чтениях – 2023».