СПб АППО

Как обеспечить эффективность деятельности образовательного учреждения в инновационном статусе?

22 сентября 2020 года в СПб АППО состоялся городской семинар для руководителей региональных инновационных площадок «Управленческие и психологические аспекты вовлечения педагогов в инновационную деятельность». Семинар был организован кафедрой управления и экономики образования СПб АППО и кафедрой психологии СПб АППО при поддержке отдела развития образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга. 

С приветственным словом выступила Ольга Креславская, главный специалист отдела развития образования Комитета по образованию. Ольга Альфредовна обратила внимание участников на то, что важнейшим условием эффективности деятельности образовательного учреждения в инновационном статусе является личностная готовность сотрудников к этой деятельности. Мотивация педагогов включаться в инновационные процессы – трудная, но необходимая задача, которая ложится на плечи административной команды.Выступления докладчиков отразили актуальные для заявленной темы аспекты психологического и управленческого сопровождения   педагогических команд, реализующих инновационные программы. Участники обсудили ключевые понятия, связанные с заданной темой: вовлечённость педагогов в инновационную деятельность, школьная команда, мотивационной тип, проактивность, внутрикорпоративное обучение. 

Алла Думчева, доцент кафедры психологии СПб АППО, представила аудитории результаты исследования 2020 года «Профессионально-личностные особенности педагогов с разной вовлечённостью в инновационную деятельность», в котором приняли участие педагогические коллективы образовательных организаций общего и дополнительного образования Санкт-Петербурга и России, реализующие образовательные программы и проекты в разном инновационном статусе. 

Ольга Ушакова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Дворца творчества детей и молодежи «Молодёжный творческий Форум Китеж плюс», в выступлении «Методическая поддержка инновационной активности педагогов дополнительного образования» представила опыт внутрикорпоративного обучения педагогов, показавший эффективность в сопровождении педагогов с разным типом инновационной мотивации. 

Георгий Кузьмин, заведующий ресурсным центром дополнительного образования школы №323 Невского района Санкт-Петербурга, в видеообращении «Мастерские педагогической практики как форма вовлечения молодых специалистов в инновационную деятельность»  остановился на проблематике развития у педагогов проактивных стратегий как одной из составляющих инновационного поведения. 

Ольга Голунова, педагог-психолог Второй Санкт-Петербургской гимназии, остановилась на роли модератора рабочих групп педагогов, реализующих инновационные проекты. Модерация – эффективный инструмент недирективного типа, позволяющий в образовательном пространстве связать разные идеи, разных людей (педагогов и учащихся) – представителей разных мотивационных типов. В выступлении был предложены тактики психологической поддержки педагогов в зависимости от доминирующего мотивационного типа. 

Елена Курцева, доцент кафедры управления и экономики образования СПб АППО, в выступлении «Формирование школьных команд как условие эффективного управления инновационной деятельностью» обратила внимание слушателей на три ключевых понятия менеджмента: организационная культура, внутриорганизационное обучение и эффективная команда. Особое внимание было уделено организации принципам и тактикам формирования школьных команд, условиям эффективного управления их деятельностью, критериям оценки эффективности. В качестве рабочих диагностических инструментов, позволяющих руководителям инновационных площадок оценить готовность учителей к инновационной деятельности, были предложены опросники  Т.В. Орловой  и тест Меридита Белбина.