СПб АППО

Педагогические чтения памяти Ираиды Грачёвой состоялись в Академии

4 марта 2022 года в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования состоялась традиционная ежегодная встреча учителей русского языка и литературы. С 1993 года кафедра филологического образования СПб АППО проводит педагогические чтения памяти Ираиды Серафимовны Грачёвой, выдающегося учителя, методиста кабинета литературы Ленинградского института усовершенствования учителей. В этом году чтения были посвящены философии, литературе, культуре русской эмиграции первой волны. Тема встречи – «100 лет русского исхода. Русская философия и литература в эмиграции».

Со словом об учителе выступил доцент кафедры филологического образования СПб АППО Сергей Фёдоров. Основой его выступления была мысль о роли учителя в зарождении в учениках любви к литературе, желании её познавать, интереса к мысли писателя. Небольшой фильм об Ираиде Грачёвой позволил новому поколению учителей представить её облик.

Доклады кандидата филологических наук Владимира Васильева («Русские писатели на философских пароходах») и доктора педагогических наук Фёдора Козырева («Философские проекции русской литературы») были посвящены методологическим подходам к осмыслению как самого феномена русской литературы, так и более узким проблемам в её истории: существовании как национального явления в инокультурной среде, её значения для культурной жизни стран, принявших русских философов и писателей-эмигрантов.

Учащиеся школы №47 имени Д.С. Лихачева показали поэтический спектакль о вечере в кафе «Бродячая собака». Спектакль был подготовлен под руководством учителя литературы Виолетты Грабчак.

Методическая часть чтений была представлена мастер-классами учителей Санкт-Петербурга и преподавателями кафедры филологического образования СПб АППО. В мастер-классах были представлены приёмы работы по изучению творчества ряда писателей-эмигрантов – В.В. Набокова; И.А. Бунина; молодых поэтов, начавших литературную деятельность в эмиграции.

Чтения вызвали интерес учителей, показали актуальность подобного способа повышения квалификации.