СПб АППО

Педагоги Петербурга обсудили подходы к реализации ФГОС при изучении географии и биологии

Свыше 90 педагогов приняли участие в городской научно-практической конференции «Многообразие подходов к реализации ФГОС при изучении географии и биологии», которая состоялась в рамках Петербургского международного образовательного форума в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 

Фотоотчет >>>

Организатором мероприятия выступила кафедра естественно-научного образования СПб АППО. Среди участников конференции присутствовали методисты, учителя биологии и географии. Основная цель конференции – развитие знаний, навыков и компетенций, необходимых для деятельности педагогов-естественников в современных условиях. Открыла конференцию проректор по учебной работе СПб АППО, кандидат педагогических наук Татьяна Станиславовна Кузнецова. В своем обращении Татьяна Станиславовна обозначила проблемы перехода на новые ФГОС и пути взаимодействия учителей географии и биологии, ученых, методической службы для достижения образовательных результатов. Далее выступил кандидат биологических наук, ведущий специалист Лаборатории общей геоботаники Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН, редактор геоботанического журнала «Растительность России», член правления Санкт-Петербургского союза ученых, член Русского географического общества, член Русского ботанического общества Ганнибал Борис Константинович. В его докладе сообщалось об итогах четырех научных биогеографических экспедициях Санкт-Петербургского союза ученых в Западные Гималаи в 2011, 2013, 2015 и 2017 годах. Особое внимание Борис Константинович уделил современным исследованиям границ биогеографических областей, центров происхождения растений, среды для возникновения необычных форм жизни, разнообразия и сложности поясных структур, географических точек для сравнительного анализа с биологическими объектами в других регионах Земли. Он также отметил важность научных исследований, их комплексный характер и тесное переплетение географических и биологических подходов на современном этапе развития науки. Доклад на тему «Использование различных форм контроля для оценивания уровня метапредметных результатов обучения в условиях обновленного школьного образования (география, биология, экология)» представила научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО Элеонора Мкртычевна Амбарцумова. Опираясь на нормативные документы, Элеонора Мкртычевна рассказала о том, как задания ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и других видов контроля соотносятся с международными критериями измерения качества образования, показала, что на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях. Докладчик акцентировала внимание на возможности использования текстов в процессе обучения и контрольно-оценочной деятельности на уроках географии и биологии. Доклад старшего преподавателя кафедры естественно-научного образования СПб АППО Людмилы Васильевны Тарасовой «Элементы историко-научного подхода при обучении географии и биологии» позволил учителям вспомнить те методы и приемы, которые помогают на уроках географии и биологии и во внеурочное время формировать у учащихся понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, способствует личностному развитию учеников. Докладчик отметила, что обращение к историко-научному материалу свидетельствует о наличии многообразия путей формирования наук о природе. Продолжая тему историко-научного подхода в обучении, кандидат биологических наук, доцент кафедры естественно-научного образования СПб АППО Елена Викторовна Левашко в своем докладе «В.В. Бианки: «Лесная газета» вчера, сегодня, завтра» раскрыла возможности обращения к биографии писателя-анималиста и его произведениям для достижения личностных результатов обучения. Своё видение проблем современного школьного естественно-научного образования представила кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научного образования СПб АППО Галина Алексеевна Павлова. В докладе «Работа учащихся с предметной информацией на уроке» автор показала результаты ряда психолого-педагогических исследований проблемы восприятия и переработки информации современными школьниками: недостаточные навыки чтения, низкий коэффициент усвоения знаний, “клиповое” мышление и другие. Интерес слушателей вызвала предложенная система приемов обучения, нацеленная на формирование умений работать с информацией.Эффективные методы конструирования урока в контексте ФГОС стали темой доклада учителя географии гимназии № 406 Пушкинского района Ольги Викторовны Шишигиной. Она поделилась опытом использования технологии портфолио, показала функциональные возможности, плюсы и минусы этой технологии, ее специфику, эффективные способы использования портфолио обучающимися и преподавателями, в частности, при подготовке к ГИА в 9 и 11 классах. Учитель географии гимназии № 227 Фрунзенского района, аспирант кафедры методики обучения географии и краеведению РГПУ им. А.И. Герцена Александра Александровна Парфенова в своем докладе «Ситуационные задачи в обучении школьников географии и биологии» предоставила опыт составления и решения ситуационных задач. Автор показала, что использование такого типа задач в учебном процессе развивает познавательный интерес учащихся, демонстрирует практическую значимость географических знаний и умений и позволяет учесть психолого-педагогические особенности современных школьников. Опыт своей работы отразила в докладе «Системно-деятельностный подход в формировании мотивации при изучении курса «География России» учитель географии средней школы № 412 Петродворцового района Ирина Юрьевна Лабзова. Она рассказала о том, как создать на уроке условия, в которых ученик будет чувствовать себя активным субъектом познания, труда и общения, сможет проявить интерес к новому знанию, новой информации, получить удовольствие от самого процесса открытия нового. Докладчик отметила, что повышение мотивации отражает стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.Учитель географии лицея № 470 Калининского района Юлия Юрьевна Фролова в своем докладе остановилась на проблемах, связанных с картографической составляющей в преподавании географии и биологии на современном этапе. Юлия Юрьевна отметила, что сегодня деятельность учащегося по получению новых знаний и умений становится первоочередной, поэтому уроки носят практико-ориентированный характер, и редкий урок географии обходится без географической карты, а работа с картой – это всегда самостоятельная деятельность учащегося. Учитель не только продемонстрировала «Карты фамилий», «Вкусную карту России», «Карту счастья», «Карту потребления кофе», карту-игру «Кругосветное путешествие», но и показала значимость картографического метода, как инструмента развития метапредметных навыков и умений. Учитель биологии высшей категории средней школы № 89 Калининского района Елена Александровна Люлькович в своем докладе «Исследовательская и проектная работа как средство достижения метапредметных результатов по биологии во внеурочной деятельности старшеклассников» поделилась опытом организации системы внеурочной работы со старшеклассниками по новым ФГОС. Многообразию форм повышения познавательной активности школьников, их личной и социальной ответственности был посвящен доклад «Организация эколого-социальных акций и минипроектов на занятиях внеурочной деятельности», который представила учитель биологии, методист средней школы № 71 Калининского района Татьяна Алексеевна Новикова. Оба доклада вызвали живой интерес собравшихся. Участники конференции отметили, что озвученный опыт  может быть достаточно точно и успешно воспринят и воспроизведен в образовательных учреждениях.В ходе итогового обсуждения было проведено анкетирование участников конференции. Анализ его результатов представил аспирант кафедры методики обучения географии и краеведению РГПУ им. А.И. Герцена, преподаватель кафедры естественно-научного образования СПб АППО Роман Александрович Гаврилин. Анкетирование позволило оценить, какие изменения действующий ФГОС привнес в работу педагогов. Так 83% респондентов упомянули использование новых подходов к организации и проведению уроков. 60% назвали изменение системы оценивания результатов обучения, 48% – возросшую значимость лабораторных и практических работ и лишь 31% педагогов отметили особую роль внеурочной деятельности. Собравшиеся имели возможность восполнить этот пробел, так как в программе конференции были представлены две апробированные системы организации внеурочной работы по географии, экологии и биологии. Глобальная информатизация общества, наступление которой отметили докладчики, вполне осознана педагогическим сообществом. 83% опрошенных сообщили об активном использовании интерактивных электронных образовательных ресурсов в преподавании. Две трети респондентов назвали фото- и видеоматериалы (67%), а также научную и научно-популярную литературу (65%). Художественные тексты входят в арсенал 21% педагогов, при этом, в докладах приводились убедительные обоснования значимости подобных источников информации.Подводя итоги конференции, ее участники выявили проблемы перехода на новые ФГОС, пути их решения при обучении биологии и географии, указали роль информационной образовательной среды в достижении планируемых результатов обучения. Также прозвучал вывод о том, что серьезные изменения, затронувшие особенности современных школьников, делают актуальными те методы и приемы обучения, которые направлены на формирование логических умений, практических навыков, преодоление личностных и коммуникативных проблем. Освоение методологии ФГОС, опора на теоретические разработки современной науки и обобщение положительного педагогического опыта являются серьезными факторами успешности достижения образовательных результатов.