СПб АППО

ПМОФ-2021. На пути к здоровой, безопасной, экологической школе

22-26 марта 2021 года вела работу Всероссийская научно-практическая конференции «На пути к здоровой, безопасной, экологической школе: качество образовательной среды». К мероприятиям в рамках конференции подключилось более 1200 человек – педагоги Санкт-Петербурга, Москвы, Республики Крым, Калуги, Саратова, Иркутска, Краснодара, Тюмени, Южно-Сахалинска и других городов России. К работе также подключились участники из других стран – Беларуси, Молдовы, Эфиопии. 

Участники конференции обсудили теоретические знания и практический опыт образовательных организаций Санкт-Петербурга и других регионов России, ближнего зарубежья по обеспечению качества образовательной среды. Были представлены инновационные педагогические подходы, технологии, методики и приёмы, направленные на обеспечение качества образования в современной образовательной среде. Также участники обсудили вопросы, связанные со становлением профессионального сообщества, ориентированного на взаимообмен опытом и взаимообучение, социальное партнёрство.

24 марта на вебинарной платформе СПб АППО состоялось дистанционное пленарное заседание, включающее в себя панельную дискуссию и видеопрезентационную сессию. На пленарном заседании были рассмотрены теоретические аспекты и практический опыт образовательных организаций регионов России по обеспечению качества здоровой, безопасной, экологической образовательной среды.

В панельной дискуссии приняли участие представители СПб АППО, СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Ленинградского областного института развития образования, магистранты РГПУ им. А.И. Герцена, представители экологической организации «Друзья Балтики», ВОО «Волонтеры-медики», ГБОУ «Балтийский берег», учителя – победители регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России». Модератор панельной дискуссии: Сергей Алексеев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО.

В ходе панельной дискуссии обсуждались следующие вопросы: становление образовательной экосистемы; позитивные аспекты и риски расширения образовательной среды; критерии обеспечения качества здоровой, безопасной, экологической образовательной среды.

В ходе видеопрезентационной секции был представлен опыт регионов Российской Федерации и ближнего зарубежья. Обсуждались вопросы качества образовательной среды в воспитании детей с тяжёлыми нарушениями в развитии (Н.Н. Малярчук, доктор педагогических наук, Тюменский госуниверситет), становление здорового питания школьников (А.А. Макеева, Институт возрастной физиологии РАО, Москва), информационно-образовательные ресурсы для реализации целей устойчивого развития на Байкале (Л.Г. Кошкарева, Центр развития дополнительного образования, г. Иркутск), формирование экологической культуры и культуры безопасности обучающихся (педагоги образовательных учреждений Республики Крым). В пленарном заседании приняли участие 152 человека.

Подробнее о пленарном заседании

22 марта и 25-26 марта были проведены девять дистанционных и очных секций на базе образовательных учреждений города, в ходе которых 432 человека представили свой опыт в форме докладов, мастер-классов и стендовых докладов (презентации, видеоролики). Подключились к обсуждению и присутствовали очно более 1100 человек.

Дистанционная секция 1 – «Цифровая трансформация образовательной школы для детей с особыми образовательными потребностями: здоровьесозидающие аспекты» – состоялась 25 марта на вебинарной платформе ГБОУ СШИ №49 Петродворцового района (организаторы – кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО, ГБОУ СШИ №49). Секция была посвящена предъявлению регионального, межрегионального, международного опыта преодоления инструментального, технологического (методического), мыслительного (смыслового) разрывов в обеспечении цифровой образовательной среды школы для детей с особыми образовательными потребностями. В панельной дискуссии «Цифровая трансформация школы: изменение условий, технологий, смыслов?» и на 6 сессиях выступили педагоги Санкт-Петербурга, Красноярска, Москвы, Казани, Новосибирска, Астрахани, Ростова-на-Дону, Адис-Абеба (Эфиопия), Минска, Новополоцка (Беларусь).

Дистанционная секция 2 – «Формирование допрофессиональных компетентностей обучающихся в условиях здоровьесозидающей среды школы повышенного уровня» -состоялась 25 марта на вебинарной платформе СПб АППО (организаторы – кафедра педагогики семьи СПб АППО, ГБОУ лицей №554 Приморского района). На секции в выступлениях и стендовых докладах были рассмотрены теоретические проблемы формирования допрофессиональных компетентностей обучающихся в условиях цифровизации здоровьесозидающей образовательной среды школы повышенного уровня в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании, в работе с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети с особыми образовательными потребностями), были рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения. Теоретическое обоснование и опыт экспериментальной деятельности обсудили представители СПб АППО, СПбГУ, педагоги лицея №554, школы №81, гимназии №2 города Минск (Беларусь). Также участники секции познакомились со стендовыми докладами.

Дистанционная секция 3 – «Расширение образовательного пространства как ресурс развития экологической культуры подрастающего поколения» – состоялась 25 марта на вебинарной платформе СПб АППО (организаторы – кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО, ГБОУ СОШ №71 Калининского района). На секции был представлен краткий теоретический анализ понятий «образовательная среда», «образовательное пространство», «образовательная экосистема». Опыт расширения эколого-образовательного пространства в практической деятельности с детьми и подростками представили педагоги школы №71 и их социальные партнёры по международным проектам «Эко-школы / Зеленый флаг» и «Школьный экологический сертификат» – детские сады (№16 Пушкинского района, №102 Фрунзенского района, №65 Кировского района). Интерес участников секции вызвала также тема расширения эколого-образовательного пространства за счёт использования цифровых технологий («Академия ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург» Василеостровского района, школа №87 Петроградского района), выступления педагогов дополнительного образования (Дворец детского творчества «У Вознесенского моста, Детско-юношеский центр «Петергоф»). К работе секции подключились педагоги Санкт-Петербурга, Иркутска и Республики Крым.

Секция 4 – «Физическая культура и безопасность в образовательном процессе» (организаторы – кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО, ГБОУ гимназия №528 Невского района) состоялась 25 марта в очном режиме на базе гимназии №528. В рамках работы секции на пленарном заседании, 3 подсекциях, в стендовых докладах были представлены материалы по обеспечению безопасного и здоровьесозидающего образовательного пространства, состоялось обсуждение успешного опыта формирования компетенций обучающихся в области физической культуры и безопасности на уроках и во внеурочной деятельности.

Секция 5 – «Здоровьесозидающая среда общеобразовательной школы как фактор повышения качества образования» (организаторы – кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО, ГБОУ СОШ №331 Невского района) состоялась 25 марта в очном режиме на базе школы №331. Было организовано пленарное заседание, четыре мастер-класса, три круглых стола, стендовые доклады. Рассмотрены управленческие, педагогические, психологические и экологические аспекты культуры здорового и безопасного образа жизни: формирование ценностей здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности (в том числе детей с ОВЗ), здорового образа жизни педагогов, формирование здоровьесозидающей среды образовательного учреждения во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. На секции выступили представители РГПУ им. А.И. Герцена, Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, СПб АППО, руководители и работники образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Дистанционная секция 6 – «Гуманитарное изменение экологической культуры: инновационные идеи и практики» – состоялась 26 марта на платформе СПб АППО (организаторы – кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО, ГБОУ СОШ №482 Выборгского района). На секции были представлены основные аспекты экогуманитарного подхода в экологическом образовании и просвещении (опыт школы №482 Выборгского района, лицея №393 Кировского района, лицея №389 Кировского района), опыт использования гуманитарных технологий по формированию экологической культуры в школьном сообществе, формирования экологической культуры учащихся средствами гуманитарных предметов – русского языка и литературы, иностранного языка. Участники секции активно обсуждали в чате проблему отношения человека к животным. Содержательные ролики о деятельности образовательных учреждений по изучению природы и культуры родного края, родного языка, использования киноискусства в экологическом образовании представили образовательные учреждения Республики Крым. К работе присоединились педагоги Санкт-Петербурга, Иркутска и Республики Крым.

Дистанционная секция 7 – «Взаимодействие детского сада, школы и семьи по вопросу преемственности здоровьесозидающей направленности» (организаторы – кафедра педагогики семьи СПб АППО, ИМЦ Красногвардейского района, детский сад №47 Красногвардейского района) состоялась 26 марта на вебинарной платформе ИМЦ Красногвардейского района. В ходе мероприятия участники секции рассмотрели основные направления преемственных связей детского сада и начальной школы; вариативные модели взаимодействия детского сада, школы и семьи по вопросу преемственности здоровьесозидающей направленности; инновационные технологии оздоровительной направленности в работе со всеми участниками образовательного процесса, с различными категориями обучающихся, в том числе с детьми с особыми образовательными потребностями. Результаты экспериментальной деятельности представили педагоги детского сада №47 Красногвардейского района. Практический опыт взаимодействия сотрудников детского сада с родителями обучающихся, применения технологий формирования здорового образа жизни представили детские образовательные учреждения и школы Пушкинского, Колпинского, Петроградского, Красногвардейского, Калининского районов. Участники секции также познакомились со стендовыми докладами. В работе секции приняли участие педагоги из образовательных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области; Краснодара, Саратова, Калуги, Чебоксар и Республики Крым.

Секция 8 – «Эффективные управленческие и педагогические практики повышения качества образовательной среды» – состоялась 26 марта в очном режиме на трёх площадках Кировского района (организаторы – кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО, ИМЦ, школа-интернат №2, детский сад №18 Кировского района). Участники обсудили эффективные управленческие и педагогические решения по формированию здоровьесберегающей, безопасной экологической образовательной среды; эффективные практики формирования здорового и безопасного пространства для обучающихся разных категорий – как условие повышения качества образования; эффективные практики повышения качества дошкольной образовательной среды. Программу каждой площадки открывало пленарное заседание, дальнейшее обсуждение вопросов секции проходило в режиме дискуссионных площадок (их было 10). На площадках секции выступили представители СПб АППО, ИМЦ Кировского района, Северо-Западного института управления РАНХиГС, Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих, детских образовательных учреждений Санкт-Петербурга. В ходе работы секции был представлен опыт специалистов регионов России: Ленинградской области, Республики Крым, Воронежа и Воронежской области, Московской области.

Дистанционная секция 9 – баркемп-сессия «Самоэффективность педагога в работе с детьми и подростками, демонстрирующими риски в социальном развитии» – состоялась 22 марта на вебинарной платформе СПб АППО (организаторы: кафедра педагогики семьи СПб АППО, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Петродворцового района). На секции выступили представители кафедры педагогики семьи СПб АППО, ЦППМСП Петродворцового района, школы №78 Красносельского района. Активную дискуссию вызвало обсуждение следующих вопросов: специфика работы с современными детьми и подростками (поколение Z); рефлексия опыта неуспеха в работе с детьми и подростками, демонстрирующими риски в социальном развитии; профессионально-личностные ресурсы современного специалиста в работе с современными детьми, подростками и их родителями. Также в онлайн-режиме было проведено анкетирование участников баркемп-сессии по шкале общей самоэффективности Р. Шварца, М. Ерусалема.