СПб АППО

ПМОФ-2021. Разносторонность гимназического образования как путь к личностным достижениям школьников

24-25 марта 2021 года вела работу ХVI Всероссийская научно-практическая гимназическая конференция «Разносторонность гимназического образования как путь к личностным достижениям школьников». Участникам мероприятия были представлены результативные педагогические практики в области начального, основного и среднего образования, инновационные достижения в сфере образования. Работа осуществлялась по следующим направлениям: предметная и метапредметная деятельность педагога начальных классов и обучающихся, внеурочная деятельность, дополнительное образование школьников, инновационные технологии и сохранение традиций отечественного гимназического образования. В рамках конференции состоялась работа пяти секций. 

24 марта в гимназии №49 Приморского района Санкт-Петербурга прошла секция №1 – «Начальная школа как фундамент качественного гимназического образования и возможность реализации индивидуальных способностей школьников в соответствии с ФГОС».  К мероприятию подключились специалисты сферы образования из Санкт-Петербурга, Вятки, Новокузнецка, Кирова, Калуги, Эспоо (Финляндия). На пленарном заседании с докладом «Школа диалога» как фундамент качественного гимназического образования» выступила Мария Воюшина, доктор педагогических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И. Герцена. Затем состоялись 9 мастер-классов с последующим обсуждением полученного опыта и круглый стол педагогов по теме «Возможность реализации индивидуальных способностей школьников в соответствии с ФГОС».

В этот же день в гимназии №148 имени Сервантеса Калининского района вела работу секция №2 – «Поиск путей индивидуального образовательного маршрута гимназиста». В работе секции приняли участие специалисты системы образования из Санкт-Петербурга, Вятки, Твери, Севастополя. На пленарном заседании с докладом «Индивидуальный образовательный маршрут для лингвистически одарённых детей» выступила Мария Эман, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В дистанционном формате с сообщением «Сотрудничество Отдела образования при посольстве Испании в РФ со школами Санкт-Петербурга» выступил Хавьер Торрес, атташе Отдела образования при посольстве Испании в России. Далее состоялась работа трёх секций («Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Дистанционное образование и современные Интернет-ресурсы в образовательном процессе») и были проведены мастер-классы.

Секция №3 – «Формирование общекультурной и методологической компетентности гимназиста» – состоялась 24 марта в гимназии №446 Колпинского района. Педагоги Санкт-Петербурга, Томска, Московской области, Ростова, Казахстана, Республики Беларусь обсуждали проблемы современного образования, дискутировали по различным аспектам заявленной темы. 

Среди выступающих – доктор педагогических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А.И. Герцена, координатор проекта «Школа диалога» Мария Воюшина; кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента РГПУ им. А.И. Герцена Алексей Кравцов; кандидат географических наук, доцент, научный сотрудник лаборатории региональной политики и политической географии, руководитель центра развития географического школьного образования географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Центральной предметно-методической комиссии по географии при Министерстве просвещения РФ Дмитрий Богачёв, доктор географических наук, методист Дворца творчества детей и молодёжи Колпинского района Александра Соколова. 

Участники обсудили следующие актуальные вопросы: культура и личность – способы, формы и условия взаимодействия; новые образовательные результаты – новые технологические решения; образовательная среда – среда проектного творчества; предметное содержание как источник формирования общей культуры обучающихся и так далее. 

Во второй день работы конференции, 25 марта, состоялись две секции. Секция №4 – «Современное гимназическое образование: межкультурная коммуникация с педагогами и учащимися дальнего и ближнего зарубежья как средство профессионального роста учителя» – состоялась в гимназии №192 Калининского района. В работе секции приняли участие педагоги Санкт-Петербурга, Вологодской области, Республики Беларусь и Финляндии. 

Директор гимназии №192 Светлана Масленникова вместе с соавторами проекта Лидией Самойленко и Татьяной Гайваль представили образовательный учебный портал «Школа России – Миру». Учебный портал был рассмотрен, с одной стороны, как динамический образовательный интернет-ресурс, а с другой – как интерактивная сеть, в которую вовлечены педагоги и учащиеся Сербии, Греции, Франции, Индии, Финляндии, Республики Беларусь, России. 

В этот же день в гимназии №11 Василеостровского района состоялся семинар «Школа как образовательная среда для развития читательских практик» (секция №5). В работе семинара приняли участие педагоги Санкт-Петербурга, Кирова, Вятки, Твери, а также коллеги из Финляндии (город Эспоо). 

На пленарном заседании с докладом «Семейное чтение как способ формирования образовательной среды школы» выступила Наталья Свирина, доктор педагогических наук, профессор кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО, координатор ПОО «Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга». О чтении текстов культуры в процессе внеурочной деятельности рассказала Елена Ядровская, доктор педагогических наук, директор Центра дополнительного профессионального образования «Альфа-Диалог», профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ имени А.И. Герцена. Перспективы развития методики обучения чтению в современной образовательной среде обозначила Инна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена. Далее состоялась работа двух методических секций: «Развитие читательской компетенции на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности» и «Развитие читательской компетенции на иностранном языке в урочной и внеурочной деятельности». 

Мастер-класс «От читателя к писателю»: эффективные педагогические практики развития читательской компетенции школьников в рамках ученической мастерской “Мастерская слова”» провела Анна Игнатова, детский писатель, член Союза писателей Санкт-Петербурга. 

Организаторы конференции: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Профессионально-общественная организация «Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга», ГБОУ гимназия №49 Приморского района Санкт-Петербурга, ГБОУ гимназия №148 им. Сервантеса Калининского района Санкт-Петербурга, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, ИМЦ Колпинского района, ГБОУ гимназия №446 Колпинского района, Дом национальностей Санкт-Петербурга, ИМЦ Калининского района, ГБОУ гимназия №192 Калининского района Санкт-Петербурга «Брюсовская гимназия», ГБОУ гимназия №11 Василеостровского района Санкт-Петербурга.