СПб АППО

Работа с текстом: чему и как учить?

Свыше 130 заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов по начальному образованию и учителей начальной школы приняли участие в семинаре по теме «Работа с текстом: чему и как учить?», который прошел на базе средней школы № 43 Приморского района «Лингвистическая школа» с углубленным изучением испанского языка 14 мая.

Участники семинара были активно включены в проведение мастер-классов. В частности, учителя начальных классов средней школы № 43 Приморского района рассказали собравшимся о  формировании умения составлять план прозаического текста (Рухлова Т.В.), возможностях создания презентаций на уроке литературного чтения (Евтушенко А.А.), формировании умения вести читательский дневник (Зыкова Г.Ю. и Сергеева М.А.), анализе лирического текста на примере стихотворения «Зима» И. Сурикова (Шарова И.В.), о том, как давать характеристику героя художественного текста на примере анализа текста В. Осеевой «Хорошее» (Черняева В.Д.). Также был представлен опыт работы по формированию умения писать отзыв на художественное произведение (гимназия № 540, Захарова Е.А.), по созданию сообщения о писателе или поэте на уроке литературного чтения (гимназия № 631, Телегина Н.А.). Заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальной школы № 300 Центрального района Буденная И.О. рассказала о формировании умения работать с учебными текстами на уроках в начальной школе. На мастер-классе педагоги научились работать со шмуцтитулами учебника, с системой вопросов и заданий после текста, а также с учебными текстами правил и определений. Участникам семинара также продемонстрировали опыт формирования умения создавать сообщение по итогам исследовательской работы с текстом (Вторая Санкт-Петербургская гимназия Адмиралтейского района, Чистякова Н.Г.). Мастер-класс учителя начальных классов средней школы № 638 Приморского района Даниленко А.А. был посвящен формированию умения интерпретировать художественный текст – создавать сценарий художественного произведения В. Драгунского «Главные реки». Все мастер-классы в процессе анализа были высоко оценены участниками семинара. 

Педагоги – участники семинара приняли участие в проблемной дискуссии по теме: «Где поставить запятую: учить нельзя готовить», смогли найти ответ на вопрос, как правильно – «учить» или «готовить» – обучающихся начальной школы к выполнению заданий по работе с текстом при написании Всероссийских проверочных работ с использованием учебников и учебных пособий. Проблемную дискуссию вели старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО, автор учебников УМК «Школа России» «Перспектива», учебных и методических пособий в области дошкольного и начального образования Марина Викторовна Бойкина и кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО, автор учебных и методических пособий в области начального образования, заместитель директора по УВР средней школы № 43 Приморского района Инна Анатольевна Бубнова.

В конце мероприятия собравшиеся включились в работу творческих групп по проектированию занятия по работе с текстом (создание текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения, юмористического рассказа).