СПб АППО

Развитие функциональной грамотности обучающихся: итоги конференции

14 мая в рамках Методического марафона на вебинарной площадке СПб АППО состоялась научно-практическая конференция «Инновационные процессы в образовании: формирование функциональной грамотности».

В мероприятии приняли участие сотрудники Академии, а также директор ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга Татьяна Анатольевна Сенкевич, начальник отдела образования Администрации Красносельского района Ольга Серафимовна Нестеренкова, начальник Отдела образования Администрации Петроградского района Марина Николаевна Андреева и доцент Московского государственного педагогического университета Анастасия Владимировна Половникова. К онлайн-трансляции присоединилось более 200 человек. 

Исходя из того, что от формирования функциональной грамотности (ФГ) зависит качество образования, участники мероприятия обсудили основные направления  и эффективные механизмы ее формирования, развития и оценки. Рассмотрев конкретные примеры, участники проанализировали отличие заданий на формирование и оценку функциональной грамотности от традиционных учебно-познавательных задач, а также детально рассмотрели финансовую грамотность как компонент функциональной грамотности.    

Россия участвует в международных исследованиях качества образования: PIRLS, TIMSS и PISA. Центральным понятием исследования PISA является функциональная грамотность. В своём выступлении кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой основного и среднего общего образования СПб АППО Ирина Валентиновна Муштавинская отметила, что по результатам России в международных исследованиях качества образования российские школьники показывали высокие результаты в области предметных знаний и умений, но у них возникали определённые трудности в применении полученных знаний на практике, поэтому так важно развивать функциональную грамотность обучающихся во всех её аспектах – математическом, читательском, естественно-научном, финансовом и так далее. Полученные знания будут оцениваться во время следующего исследования PISA, которое состоится в 2024 году. Материалы PISA представлены на сайте Центра оценки качества образования.   

Участники конференции обсудили теоретические аспекты и методические особенности формирования у обучающихся функциональной грамотности. Директор ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга Татьяна Анатольевна Сенкевич отметила, что работу конференции продолжит коллективная разработка практических решений: «Мы предлагаем всем участникам пленарного заседания включиться в деятельность творческих групп и инновационных команд с информационными кейсами по формированию у школьников функциональной грамотности». Этот этап пройдёт с 14 по 18 мая на виртуальной площадке конференции в системе «Образование онлайн». После регистрации пользователь будет перенаправлен на площадку дистанционного обучения, где нужно выбрать электронный сервис районной ассоциации методистов, педагогов и андрагогов «РАМПА», далее – вкладку «Инициативы и решения». 

Видеозапись конференции

Презентации

18 мая в режиме видеоконференций Zoom начнётся работа дискуссионных площадок «Формирование у обучающихся функциональной грамотности: идеи, замыслы, предложения, решения…».