СПб АППО

Региональная диагностическая работа по оценке функциональной грамотности: разбор типичных ошибок школьников

15 февраля 2022 года кафедра начального, основного и среднего общего образования СПб АППО провела вебинар «Особенности содержания и организации подготовки школьников к успешному выполнению заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использованию заданий в формате PISA».      

Участники мероприятия обсудили вопросы, связанные с ключевыми особенностями подготовки школьников к успешному выполнению заданий региональной диагностической работы (РДР) по оценке функциональной грамотности; рассмотрели типичные ошибки при решении заданий в формате PISA.

На вебинаре выступили сотрудники кафедры, члены рабочей группы по разработке диагностических материалов РДР по оценке функциональной грамотности учащихся Санкт-Петербурга.

Старший преподаватель кафедры Елена Бойцова рассказала о типичных ошибках обучающихся при решении задач по читательской и финансовой грамотности. Ошибки в читательской грамотности, отметила Елена Геннадьевна, связаны с недостатком у обучающихся навыков работы с текстом; поиском информации, представленной в разном формате; грамотным и внимательным прочтением текста задач по всем видам грамотности. Затруднения учащихся в читательской грамотности сказываются при выполнении заданий и по другим видам грамотности.

Анализ выполнения РДР в 2021 году по направлению «Финансовая грамотность» позволил выявить следующие типичные ошибки учащихся: уход от темы финансов, экономии, финансовых потерь, уход от реальности в область фантастики, односложные, неразвёрнутые ответы.

Доцент кафедры Оксана Абдулаева прокомментировала типичные ошибки и затруднения технического и содержательного характера, с которыми сталкиваются учащиеся 5-7 классов при выполнении заданий РДР по оценке математической грамотности. Оксана Абдукаримовна обратила внимание участников на тот факт, что «как только обучающиеся сталкиваются с формулировками задач, отличающимися от стандартных, традиционно предъявляемых в учебниках и дидактических материалах, они испытывают затруднения, связанные с пониманием условия задачи, требования задачи, включая формат предъявления ответа».

Наиболее актуальные вопросы, связанные с оценкой естественно-научной грамотности, представил преподаватель кафедры Юрий Киселев. Юрий Петрович отметил, что выполнение задач по естественно-научной грамотности во многом зависит от умения учащегося находить необходимые данные в массиве информации, представленном во всех частях задания. Вместе с тем, актуальным остаётся вопрос о создании условий для освоения в урочной и внеурочной деятельности заданий, требующих интерпретации данных и использования научных доказательств для получения естественно-научных выводов.