СПб АППО

Социализация детей с ОВЗ в различных организационно-педагогических условиях

Свыше 150 педагогических работников приняли участие в Международной научно-практической конференции «Я в мир удивительный этот пришел…», которая проходила в рамках Петербургского международного образовательного форума 30 марта. Секция 3

Секция 1 >>>  Секция 2 >>>   Секция 3 >>>  Секция 4 >>>

Первая секция по теме «Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах общеразвивающей направленности» проходила на базе детского сада № 53 Фрунзенского района. Ее модераторами выступили старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Елена Юрьевна Филимонова и директор детского сада № 53 Фрунзенского района Надежда Викторовна Третьякова.

Среди 35 участников секции были представители СПб АППО, педагоги из Санкт-Петербурга, Якутии и Норильска. В ходе работы был представлен опыт детского сада № 53 по реализации инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Надежда Викторовна Третьякова представила визитную карточку учреждения и познакомила гостей с особенностями образовательной среды, в которой созданы условия для включения детей с расстройством аутистического спектра в среду нормативно развивающихся сверстников. Живой интерес вызвали мастер-классы и занятия, подготовленные педагогами детского сада, где была продемонстрирована работа с детьми с РАС в группах общеразвивающей и комбинированной направленности.

Собравшиеся особо отметили сплоченность педагогов, специалистов и родителей при организации деятельности детей, подчеркнули их высокий профессионализм и мастерство. В ходе дискуссии обсуждались вопросы организации сопровождения детей с РАС, формирования их пространства в образовательном учреждении и другие актуальные вопросы по теме.

Вторая секция по теме «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и членам их семей» проходила на базе детского сада «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района. Ее модераторами выступили старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО Иванова Татьяна Анатольевна и заведующий детского сада «Кудесница», Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель РФ  Татьяна Викторовна Воробьева. Площадка объединила около 40 участников. Среди них – представители Академии постдипломного педагогического образования, школ и детских садов, в том числе компенсирующего вида, а также психолого-медико-педагогических центров.

Татьяна Викторовна Воробьева кратко рассказала об особенностях образовательного учреждения, познакомила гостей с особенностями организации развивающей предметно-пространственной среды в группах для детей с нарушениями слуха и речи. Использование современного оборудования на занятиях по физическому воспитанию детей раннего возраста с нарушением слуха было представлено в ходе интегрированного занятия инструктора по физическому воспитанию Ирины Александровны Андреевой и учителя-дефектолога Марии Николаевны Лукояновой. Слушателям также были представлены элементы коррекционно-развивающих упражнений для формирования слухоречевого развития. В ходе презентации занятия учителя-дефектолога Кристины Андреевны Михайловой участники конференции получили возможность познакомиться с особенностями использования верботонального метода в работе с детьми с нарушениями слуха, а также приемами использования музыкальной стимуляции с элементами фонетической ритмики в работе сурдопедагога. Живой интерес собравшихся вызвало сообщение заместителя заведующей, кандидата педагогических наук Екатерины Сергеевны Аболишиной о модели эффективного партнерства дошкольной образовательной организации и семьи, отражающего широкий спектр направлений во взаимодействии с семьями воспитанников для установления доверительных отношений, а также для успешной коррекции, компенсации и развития детей с ОВЗ. О современных формах взаимодействия ДОУ и семьи в условиях группы кратковременного пребывания на базе детского сада, а также о домашнем визитировании рассказала учитель-дефектолог Ксения Владимировна Ларионова.

Участники встречи особо отметили значимость представленных теоретических и практических аспектов деятельности дошкольной образовательной организации, важность раннего вмешательства и оказания помощи детям, имеющим особенности развития, эффективность применения современных средств обучения, а также важность оказания комплексной помощи и тесного взаимодействия с семьями воспитанников. В ходе дискуссии обсуждались вопросы планирования образовательной деятельности в рамках представленных тем, преемственности специалистов на разных уровнях образования, а также важности установлении межведомственных связей с медицинскими работниками, психологами, другими социальными институтами для более успешной и эффективной помощи детям с ОВЗ.

Третья секция была посвящена теме «Опыт инклюзивного образования школьников. Технологии включения детей с ОВЗ в социокультурную среду общеобразовательной школы» и проходила на базе средней школы № 232 Адмиралтейского района. Ее модераторами выступили доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО, кандидат педагогических наук  Екатерина Александровна Афанасьева и директор школы № 232 Адмиралтейского района Наталья Анатольевна Прокофьева. На мероприятии собралось свыше 70 участников, среди которых присутствовали представители Академии постдипломного педагогического образования, Информационно-методического центра Адмиралтейского района, руководители образовательных организаций, педагоги общеобразовательных организаций и дополнительного образования, работающих с детьми с ОВЗ из Санкт-Петербурга, а также специалисты Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

С приветственным словом выступила директор школы Наталья Анатольевна Прокофьева. Она представила визитную карточку школы и познакомила с опытом реализации модели инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Доклад доцента кафедры специальной (коррекционной) педагогики Екатерины Александровны Афанасьевой был посвящен социально-психологическому аспекту включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду общеобразовательной школы.

Для участников секции были организованы интерактивные мастер-классы, на которых специалисты школы раскрыли особенности проведения интегрированных занятий для обучающихся с ОВЗ и учащихся общеобразовательной школы. Педагоги представили опыт реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, которые реализуются в Центре инклюзивного образования ГРАНИЦ_NET. Особый интерес вызвала работа школы по реализации модели инклюзивного образования обучающихся с расстройством аутистического спектра в условиях отдельного малокомплектного класса. Участники конференции отметили, что для детей созданы необходимые условия обучения и психолого-педагогического сопровождения.

Четвертая секция проходила на базе Дома-интерната для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1. Она была посвящена теме «Обеспечение преемственности в образовании детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии». Модераторами секции выступили заведующий кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО, кандидат педагогических наук Наталья Николаевна Яковлева и директор Дома-интерната для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1 Валерий Николаевич Асикритов. Участниками секции стали представители высших учебных заведений города, руководители образовательных организаций, учителя-дефектологи, логопеды и педагоги.

Валерий Николаевич Асикритов рассказал об учреждении, познакомил гостей с особенностями коррекционно-развивающей среды для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, а также с условиями проживания воспитанников учреждения. В ходе работы конференции собравшиеся смогли познакомиться с опытом организации и проведения индивидуальных и групповых занятий в рамках урочной и внеурочной деятельности обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Сотрудники образовательной организации отметили, что ребята детского дома вместе со взрослыми активно участвуют в спортивной жизни. В учреждении созданы условия для осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание собравшихся заслужил Музей спортивных достижений воспитанников детского дома, имеющих столь сложные нарушения развития.

Участникам встречи была представлена работа центра социальной и трудовой реабилитации молодых людей с ОВЗ, аналогов которого в России практически нет. Гости отметили особый подход в организации послешкольного сопровождения воспитанников с ОВЗ. Коррекционно-развивающая среда, обеспечивающая формирование навыков адаптивного и коммуникативного поведения воспитанников с различной тяжестью нарушений, способствует формированию социально-значимых умений.

Подводя итоги работы секции, гости подчеркнули особую атмосферу учреждения, доброжелательность, высокий профессионализм педагогов, специалистов и самого руководителя. Участники конференции предложили обобщить и опубликовать редчайший опыт работы по сопровождению детей с ОВЗ.