СПб АППО

Участники ПМОФ-2021 обсудили идеи преподавания основ духовно-нравственной культуры народов России

24 марта 2021 года на вебинарной площадке СПб АППО в рамках Петербургского международного образовательного форума состоялась городская научно-практическая конференция «Единство в многообразии: основы изучения духовно-нравственной культуры народов России». 

Конференция состояла из пленарного заседания, на котором состоялось обсуждение концептуальных и методических вопросов преподавания предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), и двух тематических блоков («Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России: пути интеграции предметов гуманитарного цикла»; «Культурно-образовательная среда Санкт-Петербурга  при изучении ОДНКНР»), в рамках которых учителя поделились педагогическими находками, достижениями и идеями. 

К обсуждению присоединились педагоги Пушкинского, Центрального, Красногвардейского, Московского, Калининского, Кировского, Василеостровского, Курортного, Колпинского районов Санкт-Петербурга – более 150 человек. Коллеги обозначили следующие задачи по совершенствованию реализации предметной области ОДНКНР:

  • в преподавании необходимо не просто доносить информацию, но выстраивать систему воспитания и актуализации ценностей;
  • при выстраивании системы воспитания целесообразно использовать существующие научные подходы, а также активно использовать приём интеграции тем ОДНКНР в предметы гуманитарного цикла;
  • ценности передаются через культуру, значит необходимо обратить особое внимание на преподавание в школе отечественной культуры, прежде всего, литературы – как главного носителя и транслятора цивилизационных ценностей;
  • возможно, имеет смысл проводить для учителей литературы специальные курсы повышения квалификации по ОДНКНР (для эффективной интеграции тем ОДНКНР с программой по литературе).

 Подводя итоги конференции, участники отметили: единство в духовно-нравственном аспекте – это единство цивилизационных ценностей, а многообразие – в творческом, глубоко продуманном подходе каждого учителя к преподаванию ОДНКНР, в интеграции тем предмета в предметы гуманитарного цикла. Эффективность такого «единства в многообразии» – в качественном повышении квалификации и переподготовке учителей, а также в их творческом подходе к преподаванию. Коллеги добавили, что предметная область ОДНКНР будет максимально эффективна при её реализации в разных формах (урочной, внеурочной и через интеграцию) во всех классах (в идеале с 1-го по 11-й) и при условии выстраивания системы духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения (исходя из кадрового потенциала). 

В докладах педагоги показали, что православие, как и другие религиозные культуры – это не система запретов, а пласт культурных кодов и ценностных смыслов, необходимых человеку для формирования мировоззрения. Представленные доклады были содержательными, практикоориентированными. Была продемонстрирована интеграция тем предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с уроками литературы, русского языка, истории, обществознания, музыки, ИЗО, мировой художественной культуры, информатики, основ религиозных культур и светской этики. 

Отдельное внимание участники уделили цивилизационному подходу в педагогике, изучению традиций и культуры народов России, а также региональному компоненту в преподавании основ духовно-нравственной культуры народов России. 

Участники конференции пришли к выводу, что данное мероприятие по обмену опытом должно стать традиционным. 

Организатор: кафедра социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.