СПб АППО

Участники ПМОФ-2021 обсудили современные стратегии чтения

26 марта в школе №47 имени Д. С. Лихачева состоялась VII Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные стратегии чтения и понимания текстов различной функциональности». В работе конференции приняли участие более 200 педагогов из Санкт-Петербурга, Калининграда, Республики Крым. Кроме того, конференцию посетили учителя и администрация из Армении (гимназия имени А. А. Блока, Ереван). Приветственное слово о роли культуры в жизни человека и общества прозвучало от Марины Обуховой, директора школы №47. 

В пленарном заседании приняли участие ведущие научные сотрудники СПб АППО. Наталья Свирина, доктор педагогических наук, профессор кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, выступила с докладом «Некоторые аспекты методического сопровождения текстовой деятельности школьников». Проблему функционального чтения и возможные варианты её решения осветила Людмила Гвоздинская, старший преподаватель кафедры филологического образования СПб АППО (доклад «Смысловое чтение как ступень к функциональной грамотности»). Юрий Ээльмаа, кандидат педагогических наук, координатор программ среднего образования Московского международного образовательного форума, акцентировал внимание на тех изменениях, которые происходят в гуманитарном образовании в ситуации смешанного обучения. Доклад кандидата педагогических наук, заведующего кафедрой филологического образования СПб АППО Сергея Фёдорова – «Мир культуры как текст» – был посвящён проблемам семиотики культуры и истолкованию аспектов культурной традиции: от национальной этнической ментальности до локального петербургского текста. 

Участники конференции продолжили работу в шести секциях, каждая из которых была посвящена важной проблеме чтения, понимания, интерпретации текстов различной функциональности. Секция «Язык иллюстрации» была посвящена проблеме взаимодействия живописного и литературного текстов, возможностям интерпретации литературных произведений при обращении к иллюстрациям, созданным как профессиональными художниками, так и учениками в процессе изучения текста. Участники секции «Язык кино» обсудили различные формы организации диалога киноповествования с литературным текстом и возможности вовлечения в этот диалог школьников. 

Выступающие на секции «Язык мимики и жестов» обратились к специфической форме коммуникации – невербальной коммуникации, которую рассмотрели в двух взаимосвязанных аспектах: художественном тексте и педагогическом взаимодействии. Участники секции «Язык вещей, экспонатов» представили и литературные музеи города, и школьные. Был показан опыт музея и музейные практики – как экспонат может «рассказать» об истории или показать целую эпоху. Участники секции размышляли о работе с экспонатами при выстраивании рассказа, применении этой практики на уроке, экскурсии, в жизни. 

Особенностью научной конференции являлся ее метапредменый характер. В секции «От языка формул к языку жизни» нашёл отражение опыт учителей и педагогических коллективов (школа №365 им. М. П. Краснолуцкого), которые принимают активное участие в формировании единства представления о метатексте культуры, а также в поиске взаимодействия учителей-предметников при работе с текстами различной функциональности: художественными, научными, учебными, публицистическими, научно-популярными, мемуарными и другими. 

В анкетах по итогам VII Межрегиональной научно-практической конференции «Современные стратегии чтения и понимания текстов различной функциональности» участники высоко оценили работу организаторов: кафедры филологического образования СПб АППО, оргкомитета конференции ГБОУ СОШ №47 им. Д. С. Лихачева, а также качество представленных на конференции мастер-классов и докладов учителей Санкт-Петербурга, творческую атмосферу, которая царила в аудиториях. Участники выразили желание сделать проведение научной конференции в школе №47 доброй традицией Петербургского международного образовательного форума.