СПб АППО

Участники ПМОФ-2022 обсудили актуальные направления реализации ФГОС третьего поколения

30 марта в рамках Петербургского международного образовательного форума в смешанном формате состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные направления реализации ФГОС третьего поколения: функциональная грамотность». В мероприятии приняли участие 700 человек из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Нижнего Новгорода, Самары и Самарской области, Екатеринбурга и Свердловской области, Красноярска, Ульяновска, а также городов Республики Беларусь, Казахстана.

В пленарной части были представлены научные подходы, философские и социологические, характеризующие образование сегодня. Были рассмотрены ключевые идеи современной педагогической науки, связанные с вопросами формирования функциональной грамотности.

Погружение в тему конференции началось с выступлений: «Устойчивое неравенство в системе образования» (спикер – Наталья Заиченко, профессор департамента государственного администрирования ВШЭ); «Вектор развития современного образования: от академической к функциональной грамотности» (докладчик – Ирина Алексашина, профессор кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО).

Секции представили практику формирования и оценки функциональной грамотности в системе школьного образования – передовой опыт внедрения образовательных технологий и практик, обеспечивающих получение метапредметных результатов, необходимых для формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся. Были рассмотрены эффективные приёмы развития у обучающихся навыков и компетенций ХХI века. Состоялось обсуждение вопросов, связанных с использованием онлайн-ресурсов в урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Интерес вызвали новые формы работы, выбранные организаторами секций.

В ИМЦ Центрального района состоялась дискуссия «Технологии формирования функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности». Особенность дискуссионной площадки была в использовании формата ведения дискуссии «ПО» или конструктивной дискуссии. Первым этапом в стратегии проведения дискуссии «ПО» была позиция Натальи Свириной (профессор кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО) по теме «Пять причин, по которым учителю нужно заниматься читательской грамотностью».

Определив противоречащие позиции, спикеры предложили участникам рассмотреть разные позиции по теме дискуссии. Опытом сетевой опытно-экспериментальной работы поделились представители ИМЦ Центрального района, гимназий №171 и №155, Второй Санкт-Петербургской гимназии, школы №500.

На секции в гимназии №406 дискуссия строилась вокруг представления передового педагогического опыта, связанного с развитием функциональной грамотности во внеурочной деятельности за счёт тщательного выстраивания образовательных треков, улучшения качества управления проектами, составления комплексной программы внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности. Состоялся обмен мнениями по использованию проектов как инструмента формирования функциональной грамотности.

Участники круглого стола в СПб АППО обсудили актуальные вопросы, связанные с развитием компетенций, составляющих функциональную грамотность, на примере инновационного опыта педагогов Санкт-Петербурга.

Секция в гимназии №177 – «Система непрерывного развития функциональной грамотности в образовательном процессе школы как основа сформированности образовательной мотивации обучающихся» – собрала веер мастер-классов и стендовых докладов по теме.

Завершающим событием конференции стала Торжественная церемония награждения победителей и лауреатов городского фестиваля «Петербургский урок. Работаем по новым стандартам».

Конференция показала значимость заявленной темы, её место в региональной образовательной системе, наличие транслируемого практического опыта, теоретическую разработанность темы.

Организатор мероприятия: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

Видеозапись