СПб АППО

Форматы психолого-педагогического сопровождения обсудили в СПб АППО

29 января 2021 года в СПб АППО состоялась ежегодная городская конференция «Актуальные вопросы организации психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних». Ключевая тема конференции этого года – «Диалогово-дискуссионные форматы психолого-педагогического сопровождения». 

Участников конференции приветствовала Марианна Горина, главный специалист отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга. Во вступлении модератор конференции, доцент кафедры психологии СПб АППО Алла Думчева отметила потенциал дискуссионных инструментов в работе педагога-психолога и их роль в психолого-педагогическом сопровождении несовершеннолетних. Наибольшую эффективность в современных условиях такие практики показывают в работе с проблематикой регионального активизма, профилактикой политического экстремизма, а также в решении задач поддержки созидательной социальной активности и лидерства. 

Представители четырёх районов Санкт-Петербурга показали, как осуществляются на практике диалоговые форматы. Педагог-психолог Максим Лебедев представил опыт специалистов Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района по организации дискуссионного клуба. В выступлении «Сообщество дебатеров как инструмент поддержки диалогового пространства» Максим Олегович остановился на психологических ловушках, в которые часто попадают подростки, вовлекаемые в митинговую активность. Докладчик показал этапы выстраивания пространства диалога, которое становится главным условием для открытого и конструктивного обсуждения волнующих вопросов взрослыми с подростками. Особое внимание докладчик обратил на необходимость понимания педагогами социально-психологических законов перехода от формального объединения – к неформальной событийной общности (клубному пространству), которое может быть связующим для участников разных школ в районе. 

Тему продолжили представители Второй Санкт-Петербургской Гимназии – учитель истории и обществознания Илья Корнеев и педагог-психолог Ольга Голунова. Коллеги показали, как технология «Дебаты» может стать инструментом внутриорганизационного сопровождения и поддержки социальной активности подростков. Были отмечены возможности дискуссионных форматов для выявления и поддержки разных типов лидерства, представлены примеры внутришкольных технологий, в которых учащиеся с разными индивидуальными запросами могут успешно реализоваться. 

Заведующий ресурсным центром дополнительного образования школы №323 Невского района Георгий Кузьмин раскрыл тему событийных форм работы. Георгий Сергеевич представил опыт проектирования и реализации нелинейной программы внеурочной деятельности «Культурный код»; отметил необходимость развития у младших подростков авторской позиции в противовес потребительской, показав эффективность в решении этой задачи диалогово-рефлексивных практик. 

Педагог-психолог Центра психолого-педагогического сопровождения Кировского района Оксана Камакина обозначила проблему межпоколенческого диалога, представив успешный опыт организации городского конкурса медиаторов-ровесников «Мастер переговоров». Таким образом, ещё раз была акцентирована педагогическая ответственность взрослых за организацию и поддержание конструктивной коммуникации в качестве ведущего условия во взаимодействии с детьми и подростками. 

С экспертным мнением выступила Марина Ермолаева, профессор кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО. Марина Григорьевна отметила высокий уровень представленных практик и их несомненную высокую востребованность в качестве развивающих инструментов для современного поколения детей и взрослых. 

В конференции приняли участие более 100 человек – педагоги-психологи, методисты, педагоги дополнительного образования из всех районов Санкт-Петербурга. 

Материалы конференции