СПб АППО

Формирование культуры исследователя в проектной деятельности обучающихся

16 февраля 2022 года в СПб АППО в дистанционном режиме состоялся круглый стол по обмену опытом реализации проектов опытно-экспериментальной работы (ОЭР), связанных с формированием культуры исследователя в проектной деятельности.

В ходе представления промежуточных результатов ОЭР школ были рассмотрены задачи пройденного этапа, полученные результаты, риски и проблемы дальнейшей работы, планы дальнейших действий. Участники обсудили интересные фрагменты исследовательских проектов.  

В выступлении руководителя инновационного проекта, заместителя директора по учебной работе школы №509 Елены Гусаровой акцент был сделан на организационно-педагогических условиях формирования культуры исследователя с помощью постановки простых задач в 1-4 классах, системе создания исследовательских лабораторий для 5-6 классов и исследовательских факультетов для 9 классов. Рассмотрен опыт и перспективы работы «Дворца успехов», продемонстрирована работа Навигатора исследовательского выбора и системы оценки проектной деятельности.

Руководитель экспериментальной площадки гимназии №73 («Ломоносовской гимназии») Выборгского района, методист, учитель математики высшей квалификационной категории, почётный работник общего образования РФ, Наталья Куузик рассказала о развитии уклада, который сложился в образовательной среде гимназии. Локомотивом системы названо школьное сообщество УНИОН, которое предлагает школьникам пять шагов роста: любознательный – активный – созидательный – весёлый – человек среди людей. Традиционно работает клуб встреч с интересными выпускниками школы, совершенствуется диагностика коммуникативных и организационных склонностей к исследовательской деятельности.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №261 Кировского района, почётный работник общего образования РФ, Юлия Палубинская обратила внимание коллег на создание новых элементов в развитии модели культуры исследователя, расширение межпредметных связей между учителями в связи с вопросами школьников, совершенствование нормативной базы, анкетирование с целью выяснения осознанности выбора темы, создание конструктора реализации проекта.

Заместитель директора по инновационной работе гимназии №278 Евгения Алябина и методист, тьютор Ирина Голованова особое внимание уделили совершенствованию навигатора тьюторского сопровождения исследований гимназистов, организации событийной среды в студиях, работе в сетевом сообществе и модернизации информационного портала, созданию сайта конкурсов исследовательской продукции. Совместно с профессором кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО Ольгой Даутовой были продемонстрированы публикации научно-методических сборников, отражающих опыт работы гимназии в данном направлении.

Директор школы №375 с углублённым изучением английского языка Красносельского района, почётный работник общего образования Марина Карпова и заместитель директора Ирина Шиничева представили опыт психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности по организации инновационной среды за счёт создания нормативно-правовой базы, модели культуры исследователя и разработки комплекса методических материалов совместно с научными руководителями Санкт-Петербургского государственного университета и Высшей школой экономики.

Участники круглого стола отметили проблему повышения мотивации педагогов, занимающихся опытно-экспериментальной работой в данном направлении. Презентации участников размещены на сайтах образовательных учреждений с приглашениями к участию в мероприятиях по данной тематике на Международном образовательном форуме Санкт-Петербурга в марте.

Организатор круглого стола – кафедра философии образования СПб АППО, ведущий – профессор кафедры, доктор философских наук, почётный работник высшей профессиональной школы Российской Федерации Константин Романов.

Видеозапись