СПб АППО

Этнография: взгляд изнутри

В рамках «Большого этнографического диктанта», который прошёл в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, перед участниками акции выступил заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея Дмитрий Баранов. Пресс-служба АППО задала Дмитрию Александровичу несколько вопросов. Разговор шёл об этнографии, её ценности и личном отношении нашего собеседника к этой науке. 

Дмитрий Баранов: «Для меня этнография – это наука об альтернативах. Какими мы можем быть другими. Мы привыкли воспринимать всё, что нас окружает, как само собой разумеющееся, не делаем это предметом рефлексии. А знакомство с другими культурами показывает, что есть другие способы проявления культуры, себя самого, своих устремлений.

Возьмём, к примеру, стол. Мы привыкли, что сидим дома за столом, стол имеет четыре ножки. Казалось бы, как может быть по-другому? Оказывается, многие культуры отказываются от стола или знают стол, но уже трёхногий. И мы знаем, с точки зрения механики, что самая устойчивая позиция – это три точки опоры. Какой бы неровный пол не был, или поверхность, на которой стоит стол, – три точки опоры дают самую устойчивую позицию. Но почему тогда у нас четырёхногие столы?..

И когда начинаешь задавать такие вопросы, тогда становишься этнографом. Когда из всего, что тебя окружает, делаешь проблему. В хорошем смысле. Когда увидишь в знакомом незнакомое, а в незнакомом – знакомое. Это очень сложно. Сложно абстрагироваться от личного и культурного опыта. Сложно представить себя не то, что иностранцем, а инопланетянином. Чтобы понять человека, понять культуру, нужно быть вне человечества, вне культуры. Понятно, что это невозможно, но этнографы используют различные методы, пытаясь глубже понять другие культуры. Я изучаю традиционную культуру русского народа, например; я – славист, но я был в экспедициях, с выставками, на конференциях в разных странах, и опыт знакомства с другими культурами – афганской, турецкой, китайской, японской, индийской, монгольской, – позволил мне другими глазами взглянуть на мою любимую русскую деревню».

Понять себя можно только через понимание другого

Дмитрий Баранов: «Мы здороваемся один раз в день. В Афганистане я увидел, что каждый визуальный контакт требует вербального приветствия. И за этим скрывается другая концепция времени, оно более дискретно. Если тебя не видно, ты как будто не существуешь. И каждый новый визуальный контакт – это новое знакомство с новым человеком. Потому что он не такой, каким был пять минут назад. Его не было, потому что ты его не видел, и это требует приветствия.  И тогда другими глазами смотришь на обычай приветствия в русской культуре, европейской, который предполагает, как правило, однократное приветствие.

Поэтому этнография, на самом деле – это способ познания себя. Мы очень эгоистичны, нас интересует только то, что напоминает нас самих. Но понять себя можно только через понимание других и осознание того, что на самом деле мы живём в одном общем доме. Биологически мы одинаковы, структура сознания схожая, более того, набор идей и архетипов тоже достаточно ограничен. Эти идеи разделяют все культуры. Они по-разному реализованы, разный баланс, разные акценты, и эта разность создаёт разность культур. Нет двух одинаковых культур, об этом этнографы знают. Каждая культура – это кирпичик в общем строении, и она, конечно, обогащает человечество в целом. Поэтому это трагедия, когда исчезает какая-то культура, народ, язык. Этнографы знают, что это уже безвозвратно. Мы беднее становимся».  

Наверное, каждого учёного привело в этнографию что-то своё. Как это – быть этнографом? Человеку непосвящённому на этот вопрос ответить непросто, но кто знает, вдруг для кого-то именно этнографический диктант станет крохотной точкой отсчёта на пути к увлекательной науке под названием «этнография». 

Пост-релиз о проведении «Большого этнографического диктанта» в СПб АППО можно прочитать здесь:
https://spbappo.ru/новости/итоги-большого-этнографического-ди/