СПб АППО

17 октября завершилась Всероссийская конференция по социальной активности школьников

15 – 17 октября в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и на базе гимназии №114 Выборгского района Санкт-Петербурга состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная активность – условие и средство формирования “гибких навыков” у современных школьников».

В конференции приняло участие 82 человека, среди них – педагоги и ученые из Санкт – Петербурга, Москвы, Калининграда, Томска, Самары. 

15 октября в конференц-зале СПб АППО прошла секция №1 – круглый стол «Успех каждого ребенка – технологии поддержки и сопровождения». Обсуждались вопросы, связанные с технологиями сопровождения и поддержки в различных образовательных учреждениях города. Выступающие делились своим опытом о том, как они достигают успешности в работе с детьми-инофонами, в работе с одаренными детьми и в работе с детьми с ОВЗ. 

Преподаватель суворовского военного училища МО РФ В.О. Гусакова рассказала коллегам о специфике понимания успеха и создании условий для развития успешности каждого воспитанника в военных учебных заведениях. 

Большой отклик вызвало выступление учителей школы №197 Центрального района о технологиях педагогического сопровождения личностного, социального и профессионального самоопределения учеников в школе с углубленным изучением химии. 

16 октября в гимназии №114 Выборгского района Петербурга прошла секция «Школа в современном пространстве воспитания». В ходе работы секции обсуждались важные вопросы, касающиеся роли школы в современном мире. Участники секции пытались понять, как сегодня, в стремительно развивающемся цифровом пространстве, не потерять самого человека? Как в наш век машин и скоростей сохранить и воспитать в детях вневременные нравственные качества, такие, как честность, доброта, порядочность, отзывчивость? Как в современном человеке сохранить человека? Своим мнением в этом направлении с участниками секции поделились эксперты, среди которых были доктор педагогических наук, профессор М.Р. Илакавичус, Заслуженный Учитель РФ О.Г. Багрий, педагог гимназии №114 С.В. Ракитина, заместитель директора по воспитательной работе гимназии №114 Ю.С. Слинкина, методисты Информационно-методического центра Выборгского района Е.В. Лиознова и Е.И. Венедиктова. Кроме того, участниками секции была представлен опыт работы гимназии №114 в различных направлениях воспитательной работы, в частности, в формировании и применении «гибких навыков», таких, как коммуникация, координация, критическое мышление и креативность. Все сошлись на мнении, что в современном мире необходимо быть очень мобильным и не бояться меняться вместе с учениками, понимать, что в формировании нравственных качеств человека принимает участие не только школа, но и общество, семья и, конечно, сам ребенок. 

Предметом размышления и обсуждения на пленарном заседании конференции 17 октября были такие значимые для современной школы вопросы, как: 
– Социальная активность как средство развития «гибких навыков» или «гибкие навыки» для развития социальной активности? 
– Как вписываются такого рода проблемы в контекст воспитательной деятельности?  
– Какова роль учителя в современном процессе образования, перед которым стоят задачи подготовить ребят к требованиям жизни ХХI века? 

На эти и другие вопросы старались ответить и представители научного сообщества, и практики системы образования, и представители общественных объединений. На заседании выступили К.В. Романов, профессор, заведующий кафедрой философии образования СПб АППО; Б.В. Авво, доцент кафедры педагогики РГПУ имени А.И. Герцена; М.Д. Матюшкина, доцент, заведующий кафедрой Социально-педагогических измерений СПб АППО; Е.Н. Барышников, доцент кафедры Социально-педагогического образования СПб АППО; О.Е. Лебедев, член-корреспондент РАО, профессор Национально-исследовательского университета «Высшая школа экономики» Петербурга. 

Участники пленарного заседания выходили на еще большее количество вопросов, с желанием продолжить разговор в сформировавшемся сообществе неравнодушных. Сошлись в одном — нашему обществу нужен хороший человек, то есть человек с сообразными отечественной культуре нравственными устоями и с умением и желанием приносить пользу окружающим.   

В рамках секции «Историко-культурные традиции как основа духовно-нравственного развития личности», посвященной памяти профессора М.В. Захарченко, выступили:
– профессор, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики А.Н. Шевелев, проработавший с М.В. Захарченко более 10 лет, представил её как крупного ученого-историка педагогики и образования;
– аспирантка и последователь М.Р. Илакавичус, профессор кафедры социально-педагогического образования представила доклад на тему «М.В. Захарченко как методолог педагогического исследования». 

С темой «Опыт реализации междисциплинарных исследований как пример государственного мышления» выступила А.Г. Думчева, доцент кафедры психологии. Доктор педагогических наук, член-корр. РАН, профессор, зав. межвузовской кафедрой православной педагогики Самарской Православной Духовной семинарии, настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня Архимандрит Георгий (Шестун) представил фильм о последних годах жизни и месте погребения монахини Александры (Захарченко). 

Воспоминаниями поделились аспиранты, защитившие диссертации, Н.В. Еремина, Р.В. Ковшов; директора школ А.Е. Белик, Т.П. Гембель.