СПб АППО

ПМОФ-2019: Детский сад будущего: ориентир на успех каждого ребенка

Свыше 450 работников сферы образования из России и стран зарубежья приняли участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Детский сад будущего: ориентир на успех каждого ребенка». Мероприятие прошло в рамках Петербургского международного образовательного форума в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» 28 марта.

Среди собравшихся присутствовали педагоги из Владимира, Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля, а также иностранные гости из Белоруссии, Вьетнама и Монголии.

Основной целью конференции стало обсуждение результативности реализации стратегических направлений Национального проекта «Образование» в интересах развития детей раннего и дошкольного возраста с позиции ответов на современные вызовы детства, обмен опытом, презентация новых проектов, педагогических и социальных практик.

На пленарном заседании были представлены доклады, позволяющие участникам конференции обратиться к современному дошкольному образованию в контексте традиций Санкт-Петербурга, проследить его становление и развитие. Собравшиеся рассмотрели сложившееся культурно-образовательное пространство, способствующее постоянно развивающейся инновационной образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций, проанализировали понятия субкультуры детства и философии успеха, раскрыли смысл философии успеха в детской субкультуре. Участникам встречи предложили обратить внимание на образовательную среду дошкольной организации как важнейшего фактора, определяющего условия успешности воспитания и обучения детей в рамках личностно-ориентированного и компетентностного подхода. Ключевыми в программе конференции стали секционные заседания, проведенные в интерактивных формах: круглый стол, дискуссия, аукцион и мастер-класс.Собравшиеся обменялись мнениями о результатах современных исследований, проводимых в России и странах ближнего и дальнего зарубежья (ранний и дошкольный возраст). На встрече были организованы дискуссии по проблемам, посвященным актуальным направлениям: информационно-просветительской поддержке родителей; созданию в дошкольных образовательных организаций консультационных центров, обеспечивающих получение родителями методической, психолого-педагогической и консультативной помощи. Участники мероприятия попытались раскрыть закономерности процесса развития ребенка дошкольника в цифровом обществе и найти инновационные технологии в изменяющихся современных социокультурных условиях, способствующих успешному развитию, воспитанию и социализации ребенка.

Конференция продолжилась работой в 4 секциях. «Профессионализм педагога – залог успеха каждого дошкольника», – так звучала тема площадки, на которой обсуждались вопросы, связанные с возможностями рефлексивного подхода к становлению профессионализма педагога в условиях совершенствования качества дошкольного образования. В ходе встречи рассматривались требования законодательства в сфере образования к профессиональным компетенциям педагога детского сада, как к исполнителю поставленных модернизацией задач. Особое внимание педагоги обратили на смещение акцента с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и личностную позицию педагога в осуществлении профессиональной деятельности. В контексте качества дошкольного образования были представлены результаты национального исследования качества образования и представлен путь его исследования в перспективе. В процессе работы на мастер-классах участники секционного заседания имели возможность практически ответить на вопрос: «Как создать условия для успешного развития каждого ребенка дошкольного возраста в ДОУ?». 

Вторая секция «Психолого-педагогическое сопровождение успешного ребенка в условиях ФГОС ДО» была организована в формате круглого стола с мастер-классами и посвящена поиску и обсуждению оптимальных моделей психолого-педагогического сопровождения детей, которые позволят реализовать принципы дошкольного образования ФГОС.  На площадке обсуждались такие вопросы, как:«Успешный ребенок и счастливый ребенок: это равнозначные понятия?», «Модели психолого-педагогического сопровождения (ППС) успешного ребенка», «Современные приемы сопровождения, используемые педагогами в инклюзивной и нормативной практике», «Формирование психологически безопасной образовательной среды как условие сопровождения успешного ребенка». Акцент в выступлениях докладчиков (участников круглого стола) был сделан, в основном, на особенностях интерпретации понятий «психолого-педагогическое сопровождение» и «успешный ребенок». Данный вопрос определяет теоретическую парадигму деятельности дошкольной образовательной организации, диктует правила взаимодействия всех субъектов образовательных отношений, реализующих право каждого ребенка быть успешным, индивидуально-воспринятым, индивидуально – развитым и воспитанным. Все докладчики отметили, что для воспитания успешного ребенка очень важен опыт построения многообразных взаимоотношений с людьми, который приобретает дошкольник. Кроме того, выступления практиков продемонстрировали найденные современные приемы сопровождения детей в ситуации нормативного и инклюзивного развития. На секции был представлен опыт педагогов дошкольных образовательных организаций и высшей школы из различных регионов: г. Москва (Микляева Наталья Викторовна, Институт детства МГПУ, профессор), г. Владимир (Шашкова Лариса Олеговна), г. Воронеж (Демехова Вера Николаевна) и педагогические работники дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Участие в мастер-классах позволило педагогам познакомиться с интересными практическими находками коллег и психологов детских садов. Например,  планирование продуктивной деятельности дошкольниками как условие социальной успешности,  проект «Звезда недели» как интерактивная форма развития лидерских качеств ребенка дошкольного возраста, ЭБРУ – новая форма  развития творческих способностей родителей дошкольников.

В результате обмена мнениями между участниками круглого стола был сделан вывод о дискуссионности понятия «успешный ребенок», о разнообразии моделей психолого-педагогического сопровождения, гибкости и изменяемости деятельности по сопровождению в зависимости от внешних и внутренних факторов. Было отмечено, что смещение акцентов с доминирующей позиции взрослого, требующего успешности от ребенка, на позицию сопровождения счастливого, гармонично-развитого ребенка, активно совершающего выбор интересной деятельности, удовлетворения своих потребностей и способностей, позволяет конструировать особенные индивидуальные образовательные маршруты, создавать оригинальное образовательное пространство, максимально учитывающее интересы и возможности ребенка.

В работе секции № 3 «Консультационный центр в дошкольной образовательной организации – средство информационно-просветительной и психолого-педагогической поддержки родителей дошкольников» приняли участие более 80 человек: ученые, методисты и практики, включенные в разработку сравнительно нового направления деятельности детских садов Санкт-Петербурга – оказание педагогической поддержки родителям, обеспечивающим дошкольное образование в форме семейного, через Консультационные центры. Секция проводилась в формате дискуссии, в ходе которой обсуждались четыре группы вопросов: «Своеобразие консультативной помощи семье в условиях мегаполиса», «Каким должен быть сайт консультационного центра», «В каких направлениях необходимо совершенствовать деятельность консультационных центров», «Какие формы наиболее эффективны для повышения компетентности специалистов консультационных центов».

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики семьи СПб АППО Олег Валерьевич Эрлих и кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики семьи СПб АППО Наталья Игоревна Цыганкова раскрыли теоретические аспекты создания результативной системы профессиональной помощи родителям детей дошкольного возраста, своеобразие консультативной помощи семье в условиях мегаполиса. Педагоги-практики и методисты дошкольных образовательных организаций представили свой опыт организации Консультационных центров для родителей. Так, в докладе воспитателя ГБДОУ д/с № 35 Пушкинского района Санкт-Петербурга Галины Акимовны Карабешкиной была показана значимость сайта дошкольной образовательной организации для повышения социальной активности современных родителей, представлена страничка сайта детского сада, куда может зайти любой родитель и посетить «Творческую гостиную», в которой представлены результаты детских стараний. На сайте можно анонимно задать любой интересующий вопрос и получить ответ специалиста.

С каждым годом цифровые технологии становятся все доступнее и все совершеннее, наполняя собой нашу жизнь. Дети включаются в цифровой мир почти с рождения. Система образования может стать драйвером цифровых изменений человеческой жизни, но для этого она должна идти на острие новых цифровых решений и технологий. Именно этой теме и была посвящена четвертая секция «Современное дошкольное образование: потенциал цифровых технологий», которая прошла в форме аукциона и отвечала на следующие вопросы: «Как меняется дошкольное образование в цифровую эпоху?», «Какие цифровые технологии и ресурсы уместны и возможны в обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста?», «Какая роль отводится педагогу в цифровом мире ребенка-дошкольника?», «Какова роль цифровой образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования?».

Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют как дети их, так и руководители, и педагоги. Поэтому на аукционе представителями дошкольных образовательных организаций были представлены разнообразные взгляды на цифровизацию дошкольного образования и такие актуальные и вариативные формы, как:- создание информационно-образовательного ресурса «Дошкольная академия Солнышко», авторы Казакова Оксана Юрьевна, педагог-психолог, Тельнова Светлана Анатольевна, учитель-дефектолог ГБДОУ д/с № 4 Кронштадтского района Санкт-Петербурга;
– использование в работе педагога группы раннего возраста персонального сайта Забаленной Юлии Александровны, воспитателя ГБДОУ д/с 81 Красногвардейского района Санкт-Петербурга;- технологии организации студии мультфильмов, авторами и создателями которых являются дети дошкольного возраста – Миханкова Елена Валерьевна и Морозова Светлана Юрьевна, воспитатели ГБДОУ д/с № 53 Фрунзенского района. Участники секции пришли к выводу, что сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются не только знания и компетенции, но и технологии, их передающие, соответствующие возможностям подрастающего поколения – поколения детей XXIвека. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения современных технологий в педагогическую практику, в т ом числе и цифровых, коммуникативных, направленных на развитие и реализацию инновационных идей образовательного процесса.

Итоги работы показали, что конференция обозначила проблемы, актуальные в настоящее время для системы дошкольного образования, позволила обобщить итоги деятельности различных образовательных организаций. Большая встреча стала площадкой для обмена инновационным опытом работы, послужила импульсом для ознакомления и использования новейших достижений науки и практики, а также поиска новых профессиональных решений по рассматриваемым вопросам. Состоялся взаимообмен идеями, моделями, технологиями, а значит, конференция стала еще одним шагом в решении основной задачи государственной политики Российской Федерации в условиях модернизации образования – создание условий для развития успешного ребенка дошкольного возраста.

Поделиться в социальных сетях:
error