СПб АППО

ПМОФ-2019: Инклюзивное образование в системе СПО: проблемы и пути решений

Свыше 60 педагогических работников Петербурга приняли участие в панельной дискуссии по теме «Инклюзивное образование в системе СПО: проблемы и пути решений». Встреча состоялась в рамках Петербургского международного образовательного форума в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 27 марта.

Главной целью дискуссии являлось согласование позиций профессионального сообщества о способах повышения привлекательности, доступности, востребованности и качества среднего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ. Среди собравшихся присутствовали педагогические работники профессиональных образовательных учреждений, школ и ВУЗов.

С приветственным словом на открытии дискуссии выступили главный специалист отдела профессионального образования Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Карина Фурмановна Ибашян и заведующий кафедрой профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Николай Александрович Панов. Карина Фурмановна подчеркнула важность обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Доцент кафедры профессионального образования СПб АППО, кандидат педагогических наук, заведующий Институтом развития образования СПб АППО Игорь Сергеевич Макарьев говорил о необходимости повышения привлекательности, доступности, востребованности и качестве СПО для лиц с инвалидностью и ОВЗ. Игорь Сергеевич отметил, что инклюзию не следует рассматривать как простое дополнение к обычным образовательным учреждениям или как реформирование коррекционных школ. В большинстве стран исходят из более широкого определения инклюзивного образования: разнообразие в любой группе обучающихся является «естественным» и само инклюзивное образование рассматривается как инструмент, помогающий обеспечить доступность образования, участие (получение качественного опыта обучения) и реализацию способностей (достижение результатов обучения).

– Инклюзия рассматривается как неотъемлемая составляющая современной образовательной парадигмы, – подвел итог Игорь Сергеевич Макарьев.

О необходимости организации профориентационной работы с лицами с инвалидностью и с ОВЗ по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения говорил главный специалист по профреабилитации и занятости инвалидов отдела профессиональной и психологической реабилитации и абилитации инвалидов Федерального научного центра реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Владимир Анатольевич Чукардин. Он отметил необходимость содействия в профессиональной и социальной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ и подчеркнул, что преподавателям и мастерам СПО необходимо владеть знаниями особенностей состояния здоровья обучаемых инвалидов, стараться изживать у них элементы социального иждивенчества, обучать навыкам пребывания в учебном и производственном коллективе, грамотно организовывать контакты с родителями, с будущими работодателями, в том числе помогать налаживать наставничество в рамках сопровождения при содействии занятости инвалидов.

– Важнейшей целью после обучения должно стать стабильное закрепление в будущем большинства обучающихся с инвалидностью на открытом рынке труда, – считает Владимир Анатольевич Чукардин.

В работе семинара приняла участие начальник Базового центра содействия трудоустройству выпускников Санкт-Петербурга Екатерина Владимировна Романченко. В своем выступлении она затронула актуальные вопросы трудоустройства выпускников СПО с инвалидностью и ОВЗ, рассказала о деятельности Базового центра содействия трудоустройству выпускников Санкт-Петербурга. Екатерина Владимировна отметила основные проблемы, которые, мо ее мнению, и в настоящее время остаются актуальными на рынке труда в Российской Федерации. Она подчеркнула, что положение лиц с инвалидностью по-прежнему остается несоответствующим их потенциальным возможностям. Показатели трудоустройства инвалидов достаточно низкие, и проблема до сих пор требует решения. Такая ситуация связана со многими причинами как со стороны человека с инвалидностью, так и со стороны работодателя. В частности, неадаптированные рабочие места, низкая оплата труда, сложности с проездом до рабочего места, недостаточно понимания со стороны работодателя и коллектива.

О развитии кадрового потенциала инклюзивного образования в системе СПО говорила директор Охтинского колледжа Галина Николаевна Красновская. Кандидат психологических наук, доцент Факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО, специалист по учебно-методической работе Центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО Даниил Сергеевич Минин в своем выступлении обратил внимание на психологические аспекты формирования готовности преподавателей к инклюзивному образованию. Даниил Сергеевич затронул актуальные вопросы организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала образовательных организаций СПО по вопросам работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ.

В выступлении директора Северо-Западного филиала Образовательно-издательского центра «Академия» Юлии Борисовны Гавриловой речь шла об информационно-технологических решениях центра для инклюзивного образования в системе СПО. Она рассказала об опыте работы своей организации, которая на базе облачных технологий предлагает платформенные решения, позволяющие реализовывать очное и дистанционное обучение с применением электронного обучения и цифрового учебного контента. Электронный продукт решает целый ряд задач: повышение качества образования, индивидуализация учебного процесса, сокращение сроков обучения, организация взаимодействия с работодателями, реализация инклюзивного образования, организация обучения взрослого населения, организация профориентационной работы с учащимися. При подведении итогов панельной дискуссии было отмечено, что инклюзивное образование декларирует социальную вовлеченность всех членов общества в общественную жизнь.

ФОТООТЧЕТ

Поделиться в социальных сетях:
error