СПб АППО

ПМОФ-2019: Культурное наследие как ресурс развития образовательной мотивации детей и подростков

Более 250 педагогов из разных регионов РФ и Республики Беларусь приняли участие в научно-практической конференции «Педагогические возможности современной социокультурной среды региона в развитии образовательной мотивации детей и подростков», которая проходила в рамках Петербургского международного образовательного форума 26 и 27 марта.

Организаторами мероприятия выступила кафедра культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования совместно с Домом детского творчества Петродворцового района и детским садом № 93 Выборгского района. Участники, среди которых были педагоги из Санкт-Петербурга, Ижевска, Перми, Ленинградской и Калининградской областей, а также из Республики Беларусь, обсудили пути и способы актуализации педагогического потенциала культурного наследия региона.

В рамках первого дня конференции состоялось пленарное заседание по теме «Культурное наследие как ресурс развития образовательной мотивации детей и подростков». Открывая конференцию, заведующая кафедрой культурологического образования СПб АППО, кандидат педагогических наук Елена Николаевна Коробкова подчеркнула актуальность предложенной для обсуждения педагогической проблемы. Она отметила, что в условиях открытого образования культурное наследие региона может стать уникальным педагогическим инструментом, умелое использование которого способно повысить мотивацию обучающихся к образованию, развитию, самореализации. Профессор кафедры психологии СПб АППО, кандидат психологических наук Вадим Владимирович Мелетечев раскрыл психолого-педагогические механизмы становления мотивационной сферы детей и подростков, подчеркнув, что особое влияние на этот процесс оказывают воспитывающие взрослые и культурная среда. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологического образования СПб АППО Наталия Геннадьевна Шейко раскрыла основные стратегии актуализации культурного наследия региона в образовательном процессе. Участники пленарного заседания сошлись во мнении, что изменить мотивацию детей и подростков можно за счет расширения форм организации учебно-воспитательного процесса – использования культурно-образовательных и социокультурных практик.

Завершилось пленарное заседание представлением опыта реализованных успешных социокультурных практик подростков.

Заместитель директора Выставочного Центра «Галерея» (г. Ижевск) Марина Борисовна Рупасова рассказала о ряде проектов, связанных с сохранением культуры памяти, в которых поучаствовали старшеклассники. В ходе изучения локальной истории Гражданской войны подростки предложили различные формы сохранения памяти об этой непростой странице региональной истории. Куратор образовательных проектов для подростков и молодежи Музея современного искусства PERMM (г. Пермь) Анастасия Шипицына показала опыт реализации молодежного социокультурного проекта «За пartой», в рамках которого школьники меняли предметно-пространственную среду города, делая ее более доброжелательной к подросткам. Петербургский опыт социокультурного проектирования был представлен проектом «Неделя перемен», в рамках которого школьники смогли поменять среду и уклад жизни своего образовательного учреждения с учетом интересов и потребностей всех субъектов образовательного процесса. Приведенные выступающими данные педагогических мониторингов показали существенный рост мотивации детей и подростков, которые принимали участие в культурно-образовательных и социокультурных проектах.

Второй день конференции продолжился работой в секциях, которые прошли в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Они носили практико-ориентированный характер и были призваны обобщить лучший педагогический опыт актуализации педагогического потенциала культурного наследия региона для повышения образовательной мотивации детей и подростков.

В детском саду № 93 Выборгского района собрались педагоги дошкольных образовательных учреждений. Секционное заседание на тему «Педагогические инновации: городские культурно-образовательные практики дошкольников» прошло в формате мастер-классов и стендовых докладов, которые развернулись на трех площадках-локациях. Так, «Игротека» демонстрировала игровые методы и технологии освоения культурного наследия, «Исследовательская лаборатория» раскрывала поисковые и исследовательские методы и технологии освоения культурного наследия, а «Творческая мастерская» рассказывала об арт-педагогических технологиях освоения культурного наследия.

Свой педагогический опыт инновационной работы представили 35 образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Особый интерес собравшихся вызвал мастер-класс воспитателя детского сада № 93 Выборгского района Е. Е. Сычевой, в рамках которого были показаны приемы, методы и технологии мотивации детей в проектной деятельности. В ходе данного секционного заседания участники смогли дать определение понятию «культурно-образовательная практика», сформулировать ее отличительные черты и признаки, выявить ее мотивационный потенциал и сформулировать организационно-педагогические условия ее проведения. По результатам работы секции было принято решение опубликовать самый интересный опыт проектирования культурно-образовательных практик дошкольников в электронном журнале «РОНО», издаваемом Информационно-методическим центром Выборгского района Санкт-Петербурга.

Педагоги школ и учреждений дополнительного образования обсудили вопросы повышения образовательной мотивации  средствами культурного наследия региона в рамках секционного заседания «Педагогические инновации: от освоения культурного наследия – к социокультурному проектированию». Оно прошло в Доме детского творчества Петродворцового района. Для участников были проведены три мастер-класса «Слагаемые социокультурного проектирования», которые позволили собравшимся самим сформулировать определение понятию «социокультурное проектирование» (в образовательной деятельности) и определить его сущностные черты. Лучшие социокультурные проекты, реализованные петербургскими педагогами, были представлены в рамках «Марафона педагогических идей». Среди них – «По ту сторону фонтанов» (коллективный проект ряда школ Петродворцового района), «Третье место» (Гимназия № 278 Адмиралтейского района), «70 берез памяти» и «Детство, опаленное войной» (Дом детского творчества Красносельского района), «Трамвай: маршруты и судьбы» (школа № 543 Московского района), «Литературный багаж» (СПб АППО), «Судьба человека» (школа № 430 Петродворцового района и школа № 236 Адмиралтейского района).

Завершилось заседание круглыми столами, на которых обсудили перспективы развития социокультурного проектирования в системе образования. Участники отметили, что успешность реализации культурно-образовательных и социокультурных проектов во многом зависит от профессионализма воспитывающих взрослых. Именно поэтому было принято решение о создании системы неформального повышения квалификации педагогов под условным названием «Школа культурного наследования».

Фотографии пленарного заседания
Фотографии секции в ДОУ № 93 Выборгского района
Фотографии секции в ДДТ Петродворцового района

Поделиться в социальных сетях:
error