СПб АППО

ПМОФ-2019: Что нужно сегодня молодому педагогу, чтобы быть эффективным в современной школе?

Около сотни начинающих и опытных учителей из разных регионов России, а также зарубежные гости Форума приняли участие в международной научно-практической конференции, посвященной развитию системы сопровождения молодых педагогов. «Современное образование: код эпохи в эстафете педагогических поколений», – так звучала тема большой встречи, которая прошла в рамках Петербургского международного образовательного форума в Академии цифровых технологий 27 марта.

Организаторами конференции выступили Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования совместно с организацией «Культур Контакт» (Австрия) и Педагогическим университетом Нижней Австрии. Среди участников мероприятия присутствовали представители администрации образовательных организаций, реализующих различные модели сопровождения молодых учителей, педагоги-наставники, молодые специалисты образовательных организаций, педагоги системы дополнительного профессионального образования, а также коллеги из Ростова, Рязанской области, зарубежные гости форума из Германии, Кипра, Монголии и Эстонии.

С приветствием к аудитории выступила ведущий специалист отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров Комитета по образованию Наталья Николаевна Михайлова. В своем обращении она отметила важность работы над проектом поддержки молодых педагогов и подчеркнула, что его практическая польза актуальна для всей страны и за ее пределами. То же мнение озвучили австрийские коллеги – магистр, координатор образовательных программ КультурКонтакт Австрия Норма Кирхлер и доктор, профессор, проректор Педагогического университета Нижней Австрии Елизабет Виндль. 

Пленарная часть конференции прошла в формате панельной дискуссии. Свое видение проблем профессиональной деятельности и потенциала наставничества представили начинающие учителя Санкт-Петербурга. Далее российские и австрийские эксперты обрисовали актуальные вопросы сопровождения молодых педагогов, сравнивая опыт двух стран. «Наставничество: плюсы и минусы индивидуального или коллективного сопровождения молодых педагогов», – это только одна из тем, которая вызвала дискуссию. Так, одни эксперты считали, что индивидуальное сопровождение позволяет детальнее работать с молодым учителем, другие склонялись к тому, что коллективная работа с начинающим педагогом позволяет увидеть проблему целостно и многосторонне. 

– Задача была показать, что существуют разные подходы к существующей проблеме – российский и австрийский. Но, в то же время удалось найти многие общие точки соприкосновения. В конструктивном диалоге проблема не выглядит сложной и нерешаемой, – прокомментировал кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО Владимир Юрьевич Смольников. 

Подводя итоги дискуссии, Владимир Юрьевич также отметил, что подходы к решению проблемы сопровождения молодых педагогов в Австрии более структурные и государственные. У нас же этот вопрос решается в большей степени на уровне школы и Информационно-методических центров районов. 

Вторая часть конференции проходила в интерактивном формате. Участникам встречи предложили поучаствовать в игре «Ключи к успеху». Каждый ключ символизировал одну из необходимых характеристик наставника. Чем больше участник собирал ключей – тем больше был его потенциал на успех в совместной работе с начинающим учителем. 

Как отметила одна из участниц игры – студентка второго курса педагогического колледжа № 4 Ольга Владимировна Карлова, формат игры позволил легко и без лишней дистанции пообщаться с опытными учителями. 

– В школе все педагоги загружены своими делами. Сегодняшняя неформальная встреча показала, какие на самом деле увлеченные учителя. Хочется, чтобы такое отношение было и на работе, – поделилась впечатлениями Ольга Владимировна. 

В результате работы международной конференции становится очевидной актуальность и многогранность эффективного сопровождения молодых педагогов в условиях стремительного возрастания глобальных вызовов к современному образованию. Были выявлены основные достоинства и риски реализации нескольких вариативных моделей сопровождения (австрийский и российский опыт), в очередной раз доказана эффективность сравнительно-педагогического подхода при разработке стратегий развития современного образования на примере ситуации с интеграцией современных молодых педагогов в профессию.