СПб АППО

Региональный опыт повышения квалификации учительских команд

В Академии Минпросвещения представили региональный опыт повышения квалификации учительских команд.

Одной из самых результативных педагогических технологий считается групповая деятельность. Она успешно применяется при обучении не только детей, но и взрослых. На очередном семинаре «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» об использовании этой технологии для повышения квалификации учительских команд рассказали представители Чеченской Республики, Санкт-Петербурга и Нижегородской области.

Среди учителей этих регионов оказалось больше всего призеров всероссийского командного конкурса «Учитель будущего». При подготовке к конкурсу, подчеркнул замминистра образования и науки Чеченской Республики Ахмед Усманов, «мы впервые столкнулись с тем, что навыки командной работы должны продемонстрировать не управленцы, а учителя».

В региональных институтах развития образования уже есть опыт обучения управленческих команд, в ряде случаев – смешанных, состоящих из учителей и управленцев. Теперь же, по словам проректора по стратегическому развитию Нижегородского института развития образования Инны Герасимовой, в орбиту внимания попали учительские команды. Именно они, а не отдельные педагоги становятся субъектами повышения квалификации.

«Опыт, полученный управленческими командами, даст результаты только в том случае, если он подкреплен слаженной работой учительских команд», – отмечает Александр Небренчин, заведующий Центром непрерывного повышения профессионального мастерства Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 

Обучение в командах необходимо прежде всего потому, что многие личностные компетенции, необходимые педагогу, невозможно сформировать на традиционных занятиях, поясняет Инна Герасимова. И теперь для развития коммуникативных компетенций институт включает в программы повышения квалификации дебаты и TED-конференции, для формирования критического мышления – стратегические сессии и дискуссионные площадки, для формирования креативности – дизайн-сессии.

Если же речь идет о подготовке к конкурсу «Учитель будущего», региональный институт вместе с партнерскими организациями проводит для команд специальные тренинги, рассказал Ахмед Усманов. Между членами команд распределяются обязанности и ответственность, обеспечивается взаимозаменяемость, поддерживается командный дух, проявление инициативы, готовность принять вызов и нести ответственность перед коллегами. Команды могут общаться не только очно, но и в мессенджерах, так что каждый постоянно ощущает свою значимость и вовлеченность в общее дело. 

В Санкт-Петербурге в новом учебном году стартует обучение педагогических команд в масштабах города. Планируется пригласить по одной команде от каждой школы. Команды будут состоять из пяти человек – председателей предметных методических объединений. По мнению Александра Небренчина, это приведет к «волновому эффекту»: Академия обучит командной работе школьных лидеров, а они в свою очередь – остальных педагогов.

В Нижегородской области в каникулярный период планируется организовать образовательные интенсивы для школ, которые хотят подготовить своих педагогов к участию в конкурсе «Учитель будущего». Инна Герасимова считает, что и сотрудникам институтов развития образования нужно активнее использовать командные формы работы. Ведь каждая программа повышения квалификации – это результат совместных усилий разных кафедр и разных преподавателей.