17-19 марта 2020 года, в Москве в Психологическом институте РАО прошла 9-я Российская конференция по экологической психологии.
В связи с увеличением глобальных рисков, вызванных экологическими проблемами общепланетарного и регионального масштабов, Организацией Объединенных Наций (Рио-де-Жанейро, 1992) была предложена Концепция устойчивого развития (Sustainable Development), которая одобрена представителями большинства стран мира, включая Россию. Реализация Концепции устойчивого развития направлена на достижение трех основополагающих целей: экономического и социального прогресса и охраны окружающей среды http://www.un.org/ru/ga/president/65/issues/sustdev.shtml. На конференции рассмотрены теоретические, эмпирические, диагностические и прикладные аспекты экологической психологии на настоящем этапе ее развития, проблемы психолого-педагогического обеспечения формирования экологической культуры и экологического сознания современного человека, вопросы психологии устойчивого развития и рисков, обусловленных экологическими вызовами со стороны современной окружающей среды: природной, пространственной, образовательной, информационно-цифровой, профессиональной и т.п. В связи с 25-летием Лаборатории экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО, были рассмотрены теоретические и методические аспекты развития экопсихологического подхода к развитию психики, включая проблемы и опыт психодидактического использования таких конструктов, как экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий и экопсихологическая модель становления субъектности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ работы конференции и модераторы:
- экопсихология: теория, эксперимент, практика (В.И. Панов, ПИ РАО; С.К. Нартова-Бочавер, ВШЭ; Н.М. Сараева, ЗабГУ, Чита);
- психология устойчивого развития и экологического сознания (Д.С. Ермаков, РУДН; М.О. Мдивани, ПИ РАО; В.А. Ясвин, МГПУ, Москва);
- психология образовательной среды (И.А. Баева, РГПУ, Санкт-Петербург; Ч.М. Сабо, ИПО Университета Дунайвароша, Венгрия);
- психология отношения к глобальным рискам (Т.А.Нестик, ИП РАН, Москва);
- психология городской и пространственной среды (П.Н. Виноградов, РГПУ, Санкт-Петербург; С.Ю.Жданова, ПГНИУ, Пермь; Ю.Г. Панюкова, ПИ РАО, Москва);
- психические состояния в профессиональных и экстремальных условиях (А.Н. Леонова, ФП МГУ; А.С. Кузнецова, ФП МГУ, Москва; А.О. Прохоров, КГУ, Казань);
- психология экологического образования в целях устойчивого развития (Ю.М. Гришаева, МГОУ; А.Н. Захлебный, ИРО РАО, Москва; Н.Ф.Винокурова, НГПУ, Н-Новгород);
- психология и безопасность цифровизации информационной среды (Г.У. Солдатова, ФП МГУ; А.Е. Войскунский, ФП МГУ, Москва);
- экопсихологический подход к развитию психики (В.И. Панов, ПИ РАО, Москва; А.В.Капцов, СамГА, Самара).
От СПб АППО в работе конференции приняли участие заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека, д.п.н., профессор С.В.Алексеев и профессор кафедры психологии, д.м.н., доцент А.И.Копытин.