Инновационные продукты, разработанные региональными инновационными площадками в 2015-2018 годах и рекомендованные к распространению Советом по образовательной политике при Комитете по образованию

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагаются инновационные продукты, разработанные региональными инновационными площадками в 2015-2018 годах и рекомендованные к распространению Советом по образовательной политике при Комитете по образованию. Инновационные продукты представляют собой авторский способ решения актуальных для системы образования Санкт-Петербурга проблем и доступны для всех образовательных организаций. Любое образовательное учреждение Санкт-Петербурга может использовать материалы инновационных продуктов для организации своего развития, может получить необходимую методическую помощь и консультацию в образовательной организации – разработчике этих материалов. Все представленные материалы включены в дополнительные профессиональные программы СПб АППО и активно используются для работы со слушателями программ повышения квалификации.

Размещая инновационные продукты на сайте СПб АППО,  мы надеемся, что они будут востребованы различными образовательными организациями для обеспечения высокого качества образования.

Авторские материалы сайта находятся в свободном доступе и могут использоваться для развития любого образовательного учреждения Российской Федерации. Однако при использовании материалов сайта, ссылка на источник обязательна и осуществляется в следующем порядке:

  • При использовании материалов сайта в непосредственной работе необходимо оформлять ссылки на источник материалов в виде: «Источник: сайт https://spb appo».
  • При воспроизведении и ином использовании материалов в печатном виде необходимо оформлять текстовую ссылку или сноску: «Источник: сайт https:// сайт https://spb appo, дата заимствования материала с сайта https:// сайт https://spb appo».
  • Допускается не оформлять ссылки на источник использованных материалов сайта https:// сайт https://spb appo при наличии письменного разрешения от авторов-разработчиков данного материала.
  1. «Первый уровень общего образования»: ответственность дошкольного образования за формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (Ст. 64. ФЗ «Об образовании в РФ»).

Направление инновационной работы включает темы: модели раннего развития(0–3 года) детей; мониторинг качества предшкольного воспитания и образования детей; развивающая предметно-пространственная среда – как условие исследовательского поведения и организатор проектной и экспериментальной деятельности детей; здоровье ребенка и целенаправленная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья; помощь семье, воспитывающей детей; современная субкультура дошкольного детства и новшества дошкольной педагогики.

  1. «Гарантии качества образования»: обеспечение преемственности реализации ФГОС между уровнями начального, основного и среднего общего образования.

Направление включает темы: оценка качества общего образования в соответствии с изменениями федеральных государственных образовательных стандартов; предметные, метапредметные и личностные результаты и индивидуальные достижения учащихся: ЕГЭ – портфолио – проекты – олимпиады; персонифицированное образование учащихся с использование дистанционных образовательных технологий и развитие их оценочной самостоятельности, сетевые формы реализации образовательных программ, интеграция целевых ожиданий всех участников образовательных отношений в рамках «ученического стандарта качества».

  1. «Социализация и самореализация личности»: развитие личности учащегося в интеграции формального, неформального и информального образования.

Направление инновационной деятельности включает темы: духовно-нравственное развитие и воспитание будущих лидеров; создание цифровой образовательной среды для онлайн образования; опережающее развитие дополнительного образования; конструктивное взаимодействие и социальная активность как условия профилактики асоциального поведения несовершеннолетних; ценность здорового образа жизни; общественная оценка социального развития ребенка.

  1. «Индивидуальные траектории развития ребенка»: социально-педагогическая поддержка и развитие уникальности ребенка.

Направление инновационной деятельности включает темы: правовая и инфраструктурная база проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для получения качественного образования во всех типах образовательных организаций; выявление и поддержка одаренных детей, реализация талантов молодежи; развитие инклюзивного образования и системы специализированной коррекционно-развивающей поддержки детей с ОВЗ;профессиональная реализация семейного образования, социально-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ; образование и воспитание детей-инофонов.

  1. «Учитель будущего»: реализация принципа «ответственности за учителя».

Направление инновационной деятельности включает темы: условия реализации профессиональных стандартов по педагогическим специальностям, подготовка к введению уровневого профессионального стандарта; реализация Национальной системы учительского роста; развитие дистанционных, сетевых, персонифицированных и корпоративных моделей повышения квалификации; стимулирование труда учителя в контексте использования эффективного контракта; организация системы наставничества и индивидуального профессионального развития педагога; введение новой модели аттестации педагогических кадров.

  1. «Лидеры в образовании»: совершенствование руководства образовательными организациями.

Направление инновационной деятельности включает темы: современные формы подготовки резерва руководящих кадров; новые программы и формы подготовки и повышения квалификации руководителей; формирование современных управленческих компетенций: обеспечение организационной готовности образовательной организации к изменениям, внедрение проектных методов управления, эффективные модели организации цифрового образовательного пространства и электронного документооборота, работы с bigdate и школьное «электронное правительство», ГОУО, формирование финансового обеспечения образовательной деятельности на основании государственного задания, системы оценки качества образования.

Тема инновационной работы ОУ, в результате которой создан комплект инновационных продуктов
«Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Автор-разработчик комплекта инновационных продуктов
Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 62 Приморского района Санкт-Петербурга

Структура комплекта инновационных продуктов:

Проблема, для решения которой предназначен комплект инновационных продуктов

Построение системы работы ДОО в условиях социального партнерства для обеспечения полноценного освоения детьми образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, а так же не относящихся к сфере образования (научные, медицинские, физкультурно-спортивные организации, организации культуры и пр.)

Возможные результаты, которые могут быть получены при использовании комплекта инновационных продуктов

  • Оценка готовности участников образовательного процесса к реализации сетевого взаимодействия;
  • Составление локальных актов организации сетевого взаимодействия;
  • Построение сетевого взаимодействия по модели;
  • Осуществление совместных проектов между ДОО и социальными партнерами в соответствии с методическими рекомендациями;
  • Повышение качества образования в ДОО и оценка эффективности.

Тема инновационной работы ОУ, в результате которой создан комплект инновационных продуктов:
Развитие оценочной самостоятельности учащихся в процессе освоения метапредметной программы

Автор-разработчик комплекта инновационных продуктов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт-Петербурга
Сайт: http://e29.ru
(инновационное направление: http://e29.ru/school/about/innovation)

Структура комплекта инновационных продуктов:

  1. Методика развития оценочной самостоятельности учащихся в процессе организации их самостоятельной работы
  2. Модель выращивания нового знания и практического опыта как модели внутрифирменной подготовки педагогов в рамках программы организации работы инновационной площадки
  3. Методика разработки и реализации метапредметных программ
  4. Инструменты диагностики (анкеты)
  5. Пример обработки диагностических материалов (анкет)

Проблема, для решения которой предназначен комплект инновационных продуктов:

Основной проблемой является несовпадение оценки своих результатов учеником и учителем – внутренней и внешней. Для ее успешного решения создаются условия, при которых формируется и развивается способность анализировать и оценивать результаты учебной деятельности с использованием осознаваемых критериев, проявляя субъектную позицию в образовательном процессе.

Возможные результаты, которые могут быть получены при использовании комплекта инновационных продуктов:

Интерес к предметам, вне необходимости сдавать экзамены, но в соответствии со своими планами; адекватная оценка возможностей, интерес к самопознанию, поиску ответов на вопросы смысла жизни, назначения человека, самостоятельность в поиске решений предлагаемых задач, стремление к проявлению своего мнения, к самообразованию.

Тема инновационной работы ОУ, в результате которой создан комплект инновационных продуктов.
«Формирование условий для развития социальной активности детей и подростков в деятельности клубного объединения в системе дополнительного образования детей»

Автор-разработчик комплекта инновационных продуктов
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
http://ddut-mosk.spb.ru

Структура комплекта инновационных продуктов.
Учебно-методический комплекс «Курс на активность» включает:

  1. Структурно-функциональную модель развития социальной активности детей и подростков в процессе деятельности клубного объединения в системе дополнительного образования детей.
  2. Программы клубного объединения для реализации модели:
  1. Методические рекомендации к программам клубного объединения
    (с приложениями: методические разработки клубных занятий и примеры индивидуальных маршрутов развития социальной активности обучающихся разных психотипов).

Проблема, для решения которой предназначен комплект инновационных продуктов.

Предложенная модель клубного объединения – это альтернативный способ организации дополнительного образования подростков, позволяющий привлекать детей ранее не занятых в какой-либо дополнительной развивающей деятельности и включать их в позитивную социальную практику.

Возможные результаты, которые могут быть получены при использовании комплекта инновационных продуктов.

Реализация инновационных продуктов позволит:

  • увеличить долю школьников, обладающих конструктивными формами социальной активности;
  • повысить компетентность педагогов, во-первых, в области развития социальной активности детей и подростков с учетом их индивидуальных особенностей, во-вторых, – проектирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся;
  • повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, дети которых занимаются в клубном объединении;
  • расширить вариативность образовательных ресурсов, поле возможностей для самореализации школьников.

Тема инновационной работы ОУ, в результате которой создан комплект инновационных продуктов
Актуализация творческих возможностей учащихся в специально организованной развивающей образовательной среде

Автор-разработчик комплекта инновационных продуктов
ГБОУ лицей №590 Красносельского района Санкт-Петербурга
http://www.likt590.ru/

Структура комплекта инновационных продуктов:

  1. Методические рекомендации«Актуализация творческого потенциала подростка посредством проектирования специально организованной развивающей образовательной среды, использующей потенциал мегаполиса»
  2. Научное знание об условиях содействия развитию творческого потенциала учащихся в развивающей образовательной среде
  3. Описание организационной модели развития творческого потенциала учащихся посредством проектирования специально организованной развивающей образовательной среды, использующей потенциал социального партнерства в мегаполисе
  4. Контрольно-измерительные материалы
  5. Модель организации корпоративного обучения
  6. Сайт «Конструируем современную среду обучения» как инструмент корпоративного обучения и сетевого взаимодействия педагогов 
  7. Программа работы школы как стажировочной площадки по теме «Формирование развивающей образовательной среды как условие актуализации творческого потенциала школьника» для студентов педагогического университета и педагогов.

Проблема, для решения которой предназначен комплект инновационных продуктов:

Комплексное решение проблемы формирования готовности подростков к самоопределению в процессе создания развивающей  среды, проектирования образовательных событий, сетевых проектов, расширения учителем палитры инновационных методик и инструментов деятельности.

Возможные результаты, которые могут быть получены при использовании комплекта инновационных продуктов

Преодоление отчуждения подростка от школы, содействие самоопределению личности путем проектирования специально организованной развивающей среды, использующей потенциал социальных партнеров; эффективное использование  социокультурного  пространства мегаполиса в образовательных целях.

Тема инновационной работы ОУ, в результате которой создан комплект инновационных продуктов .
«Формирование в образовательном учреждении условий для эффективной реализации профессионального стандарта «Педагог»

 Автор-разработчик комплекта инновационных продуктов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 24 имени И.А. Крылова Санкт-Петербурга,
http://gymn24.ru

Структура комплекта инновационных продуктов:

  1. Алгоритм внедрения профессионального стандарта «Педагог».
  2. Диагностические материалы, используемые при внедрении профстандарта «Педагог».
  3. Комплект модельных локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию профстандарта «Педагог».
  4. Критерии и показатели эффективности деятельности педагогов в условиях внедрения гимназического компонента профессионального стандарта педагога.
  5. Методические рекомендации по обеспечению участия организаций-партнеров ОУ в реализации внедрения профстандарта «Педагог».
  6. Программа курсов повышения квалификации«Профессиональный стандарт как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога».

Проблема, для решения которой предназначен комплект инновационных продуктов:

Наличие профессиональных дефицитов в деятельности педагогических кадров, затрудняющих их успешную профессиональную самореализацию в условиях профессионального стандарта «Педагог».

Возможные результаты, которые могут быть получены при использовании комплекта инновационных продуктов

Создание системы управления профессиональным развитием педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог».

Тема инновационной работы ОУ, в результате которой создан комплект инновационных продуктов: «Ориентация старшеклассников на инженерные профессии средствами школьного образования»

Автор-разработчик комплекта инновационных продуктов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 503 Кировского района Санкт-Петербурга
http://503spb.edusite.ru

Структура комплекта инновационных продуктов

  1. Аналитический обзор по теме содействия самоопределению старшеклассников в выборе инженерной профессии в книге «Самоопределение старшеклассников в выборе инженерных профессий: анализ изысканий в теории и практике».
  2. Маршрутизатор. Технические музеи в содействии самоопределению старшеклассников в выборе профессии инженера.
  3. Содействие самоопределению старшеклассников в выборе профессии инженера средствами школьного образования (итоговая монография):

3.1. Методика выявления педагогических условий создания доминирующей личностно ориентированной образовательной среды как средства развития познавательного интереса будущего инженера. [c. 6]

3.2. Методика составления Атласа инженерных профессий (составление с учетом активного участия всех представителей сетевого взаимодействия). [c. 96]

3.3. Пропедевтический профориентационный  элективный курс «Профессия – инженер» (программа и методика ведения). [c. 67]

3.4. Программа работы школы как стажировочной площадки студентов педагогического университета по теме «Содействие самоопределению старшеклассников в выборе профессии инженера средствами школьного образования». [c. 40]

3.5. Банк вариативных заданий по различным предметным областям для организации развития познавательных интересов старшеклассников к выбору профессии инженера. [c. 51]

3.6. Программа повышения квалификации педагогов как школьных советников по выбору старшеклассниками профессии инженер [c. 117]

3.7. Модель выращивания нового знания и практического опыта [c. 42]

Проблема, для решения которой предназначен комплект инновационных продуктов.

Комплект предназначен для организации работы школы по профессиональной ориентации старшеклассников на инженерные профессии, которая включает диагностику склонностей обучающихся к техническим профессиям, разнообразные формы и методы формирования интереса к инженерным специальностям и осуществления профессиональных проб.

 Возможные результаты, которые могут быть получены при использовании комплекта инновационных продуктов

Применение комплекта даст возможность школе и педагогам эффективно построить работу по профессиональной ориентации воспитанников, позволит школьникам определить свои склонности и интерес к инженерной деятельности, осуществить профессиональные пробы.