Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д.11-13,
кабинет 405, 406
кабинет 223 (начальная школа)
: kso@spbappo.ru
: 409-80-77
: 409-82-94 (начальная школа)
Кафедра осуществляет практическую реализацию миссии и основных задач Академии, как учреждения дополнительного профессионального образования. Основным содержанием работы кафедры является научное и методическое сопровождение развития школы на ступени начального, основного и среднего общего образования на современном этапе.
Ядром содержания учебной, научной и методической работы является реализация надпредметной метапредметной составляющей реализации основных образовательных программ общего образования.
В отличие от многих предметно-ориентированных кафедр академии ядром содержания учебной, научной и методической работы является реализация не только предметной, но и надпредметной и метапредметной составляющих основных образовательных программ начального, общего и среднего общего образования.
Первое направление работы кафедры – метапредметность, как ключевое ядро содержания и технологий работы педагога, предполагает работу по следующим темам:
- Методическая компетентность педагога в реализации ФГОС.
- Реализация деятельностного подхода в обучении: теория и практика.
- Основная образовательная программа школы. Новые подходы к проектированию и реализации ООП.
- Современные образовательные технологии метапредметного характера.
- Проектно-исследовательские технологии, как технологии реализации и оценки метапредметных результатов на ступени общего и среднего полного образования.
- Современная оценка образовательных достижений учащихся: основные подходы, методы, технологии, новый оценочный инструментарий.
- Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС.
- Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации.
- Формирование и оценка функциональной грамотности.
Второе направление базируется на взаимодействии с другими структурными подразделениями академии для создания единых подходов:
- В сопровождении ФГОС, к методическим рекомендациям в соответствии с требованиями ФГОС;
- К разработке метапредметного диагностического инструментария и т.п.
Третье направление связано с разработкой и совершенствованием методики преподавания учебных предметов на разных этапах школьного образования:
- Предметы, преподаваемые на ступени начального общего образования;
- Предмет «Технология» (основная школа);
- Предмет «Естествознание» (старшая школа).
Четвертое направление работы кафедры, связано с развитием одной из научных школ академии – Интеграция как методология естественнонаучного образования. В исследованиях кафедры развивается интегративный подход, основанный на концепции гуманитаризации содержания образования. Развитие идей интегративного подхода в содержании естественнонаучного образования и находит свое отражение в диссертациях, выполненных под руководством И.Ю. Алексашиной
Пятое направление – развития и оценки функциональной грамотности. Кафедра работает над вопросами:
- Профессионального развития педагогов в области формирования и оценки функциональной грамотности учащихся.
- Создания нового диагностического инструментария для оценки функциональной грамотности учащихся, в том числе региональных диагностических работ в формате PISA.
- Аналитика, связанная с уровнем сформированности функциональной грамотности у обучающихся и методической компетентности у педагогов в регионе.
Отдельное направление связано с кураторством профессионально-общественных объединений:
- Кафедра курирует работу профессиональных педагогических сообществ и методических объединений:
- Общественной организации «Союз педагогов Санкт-Петербурга»
- Городского методического объединения заместителей директоров по УВР по начальному образованию
- Профессионально-общественного объединения «Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга»
- Профессионально-общественного объединения «Сетевая педагогическая поддержка опережающего внедрения ФГОС общего образования»
- Методического объединения методистов ИМЦ и учителей технологии.
Состав кафедры

Дни и часы приема:
вторник с 14.00 до 17.00
зав. кафедрой, к.п.н., доцент
Сфера научных интересов – современные модели повышения квалификации, педагогическая рефлексия, современные образовательные технологии. Научный руководитель эксперимента по опережающему внедрению ФГОС ОО в Санкт-Петербурге, автор многочисленных публикаций научного и учебно-методического характера по современной дидактике, теории и практике внедрения ФГОС.

Дни и часы приема:
вторник с 14.00 до 17.00
д.п.н., профессор
Одним из приоритетных направлений профессиональной деятельности Н.М. Свириной является популяризация достижений современной науки в профессиональной методической и учительской среде. Свирина Н.М. – организатор и научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, объединяющей более 70 лучших петербургских гимназий и гимназии других регионов РФ. Из научных исследований Свириной Н.М. можно выделить: разработку концепции преподавания литературы в широком культурном контексте; разработка и внедрение авторской методики приобщения к чтению детей разных возрастных групп; разработка авторской методики семейного чтения; изучение художественных предпочтений и круга чтения современных школьников; создание методики формирования потребности в исследовательской деятельности у старшеклассников.

Дни и часы приема:
вторник с 15:00 до 18:00
профессор, доктор педагогических наук, доцент
Сфера научных интересов:
Проектная и исследовательская деятельности учащихся в школе и дополнительном образовании детей с позиций культурно-исторического подхода.
Формирование инженерного мышления учащихся в учреждениях общего и дополнительного образования детей технической направленности. Содержание и технологии реализации внеурочной деятельности. Обучение учащихся практическому применению физико-химических знаний, выполнению правил техники безопасности при работах по химии, решению расчетных задач по химии.

Дни и часы приема:
среда с 14:00 до 17:00
доктор педагогических наук, профессор
Сфера научных интересов:
Методология естественнонаучного образования; Гуманитаризация содержания естественнонаучного образования; Интегративный подход в естественнонаучном образовании; Методика преподавания интегрированного курса «Естествознание»; Профессиональное развитие учителя.
Автор и руководитель авторского коллектива УМК «Естествознание» для 10-11 классов и серии научных и научно-методических публикаций, раскрывающих особенности интегративного подхода в естественнонаучном образовании, а также учебных и учебно-методических пособий.
Основатель научно-педагогической школы «Интеграция как методология естественнонаучного образования», в рамках которой защищено более 35 диссертаций.

Дни и часы приема:
среда с 9.00 до 14.00
Борисовна
доцент, к.п.н., Заслуженный учитель Рф.
Сфера интересов – реализация системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС, проектирование и реализация методического сопровождения инновационной и экспериментальной деятельности в ОУ, методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов. Развитие социокультурных надпредметных компетентностей обучающихся в условиях практикоориентированной образовательно среды.

Дни и часы приема:
Львовна
кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования Российской Федерации, доцент кафедры
Область научных интересов:
вопросы науки о русском языке в подготовке учителей начальной школы; достижение метапредметных результатов посредством использования современных педагогических технологий; методика формирования понятийного словаря обучающихся начальной школы

Дни и часы приема:
понедельник с 14:00 до 17:00
кандидат педагогических наук, доцент
Сфера научных интересов:
Практические аспекты системно-деятельностного подхода в обучении: типология учебно-познавательных задач, межпредметные задачи в дисциплинах естественнонаучного цикла, приобщение учащихся к творческой деятельности средствами учебно-познавательных задач, проектирование работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности. Организация и оценивание проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов учебных предметов естественнонаучного цикла.
Автор научно-методических и учебно-методических пособий по обозначенным проблемам.
Автор-разработчик интерактивных уроков по естествознанию (10-11 класс) для федерального проекта «Российская электронная школа».

Дни и часы приема:
кандидат педагогических наук, доцент
Сфера научных интересов:
реализация системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС, организация и оценивание проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в условиях введения обновленных ФГОС.
Проектирование и реализация методического сопровождения инновационной и экспериментальной деятельности в ОУ.
Автор публикаций научного и учебно-методического характера по обозначенным проблемам.

Дни и часы приема:
четверг 15.00 – 17.00
Игоревна
кандидат педагогических наук, доцент
Преподаваемая дисциплина:
Реализация ФГОС НОО, системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Использование современных образовательных технологий в начальной школе. Методика преподавания математики и окружающего мира в начальной школе, проектирование урока в начальной школе.

Дни и часы приема:
вторник 10.00 – 12.00
Ивановна
доцент, кандидат педагогических наук
Преподаваемая дисциплина:
Реализация ФГОС НОО. Нормативное правовое и нормативное методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе. Оценка достижения планируемых результатов. Вариативность программ начального образования Методика преподавания литературного чтения в начальной школе. Методика преподавания русского языка в начальной школе.

Дни и часы приема:
среда с 14.00 до 17.00

Дни и часы приема:
Симона Игоревна
кандидат педагогических наук
Преподаваемая дисциплина:

Дни и часы приема:
среда 10.00 – 12.00
Анатольевна
старший преподаватель, кандидат педагогических наук
Преподаваемая дисциплина:
Реализация системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС НОО

Дни и часы приема:
Четверг 16.00-18.00
Ирина Олеговна
старший преподаватель
Преподаваемая дисциплина:
Реализация ФГОС НОО. Методика преподавания ОРКСЭ. Методика преподавания математики.

Дни и часы приема:
понедельник 10.00 – 12.00
Викторовна
старший преподаватель
Преподаваемая дисциплина:
Реализация ФГОС НОО. Нормативное правовое и нормативное методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе. Оценка достижения планируемых результатов. Вариативность программ начального образования Методика преподавания литературного чтения в начальной школе. Методика преподавания русского языка в начальной школе.

Дни и часы приема:
среда 10.00 – 12.00
Ивановна
старший преподаватель
Преподаваемая дисциплина:
Реализация ФГОС НОО, методика преподавания технологии. Нормативное и правовое обеспечение образовательного процесса в начальной школе Методика организации внеурочной деятельности младших школьников. Методика преподавания математики в начальной школе Организация и содержание деятельности воспитателя ГПД.

Дни и часы приема:
вторник с 10:00 до 14:00
Петрович
преподаватель кафедры. Почетный работник начального профессионального образования РФ
Сфера научных интересов:

Дни и часы приема:
Владимировна
старший преподаватель
Преподаваемая дисциплина:

Дни и часы приема:
Владимировна
доцент, кандидат педагогических наук
Преподаваемая дисциплина:

Борисовна
преподаватель кафедры.

Андреевна
специалист по учебно-методической работе
Для педагогов начальной школы (тел.: 409-82-94)
- Управление образовательным процессом в современной начальной школе, 72 часа
- Проектирование урока в аспекте коммуникативной дидактики: лестница Успеха, 72 часа
- Проектирование воспитывающей образовательной среды в начальной школе, 72 часа
- Трудные вопросы методики преподавания математики в начальной школе, 72 часа
- Трудные вопросы методики преподавания русского языка в начальной школе, 72 часа
- ФГОС НОО: содержание и технологии организации учебно-воспитательного процесса, 72 часа
- Реализация предметной области «Технология» в условиях обновленного ФГОС ООО, 36 часов
- Основы функциональной грамотности младших школьников, 36 часов
- Проектирование и технологии реализации программ внеурочной деятельности в начальной школе, 36 часов
- Реализация обновленного ФГОС НОО в образовательном пространстве начальной школы, 36 часов
- Формирование умения работать с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, 36 часов
Для педагогов основной и старшей школы (тел.: 409-80-77)
- Естественнонаучное образование: реализация межпредметного взаимодействия, 108 часов
- Учебные исследования и проекты в системе основного и дополнительного образования и во внеурочной деятельности, 108 часов
- Обновленный ФГОС ООО и СОО: инновации в теории и практике учебно-воспитательного процесса, 108 часов
- Методика преподавания предмета «Технология» в основной школе, 108 часов
- Функциональная грамотность: формирование креативного мышления, 108 часов
- Формирование и оценка функциональной грамотности, 108 часов
- Проектная и исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми, 108 часов
- Проектирование современного пространства урочной и внеурочной деятельности, 108 часов
- Технологии развития читательской грамотности и навыки работы с информацией в контексте формирования междисциплинарных компетенций, 72 часа
- Формирование и оценка функциональной грамотности: теория и практика, 36 часов
- Трудные вопросы методики преподавания учебных предметов в начальной школе, 36 часов
Программы, реализуемые на платной основе
- Формирование и оценка функциональной грамотности, 36 часов
- «Естественные науки» в системе конвергентного образования, 36 часов
- Методические аспекты реализации ФГОС в начальной школе, 36 часов
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности по Шифру научной специальности:
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (естествознание)
(ранее 13.00.02)
Публикации в ведущих отечественных рецензируемых научных журналах и изданиях
2021 – 2022
- И.Ю. Алексашина, Ю.П. Киселев Особенности УМК по курсу «Естествознание» для старшей школы / И.Ю. Алексашина, Ю.П. Киселев// Физика в школе. 2021. № 4. С. 20-26.
- И.Ю. Алексашина Интегративный подход к содержанию естественнонаучного образования: становление научно-педагогической школы / И.Ю. Алексашина //Физика в школе. 2021. № 4. С. 4-12.
- И.Ю. Алексашина , И.В.Муштавинская Инновации в системе оценки качества образования: от метапредметных результатов образовательной деятельности к функциональной грамотности школьников / И.Ю. Алексашина, И.В.Муштавинская// Педагогическая наука и практика №3(33), 2021с.64-70
- И.Ю. Алексашина Учебные тексты новой природы в ракурсе интегративного подхода к содержанию естественнонаучного образования / И.Ю. Алексашина //Цифровые технологии, наука и образование: теоретические и практические исследования: материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования / ред.-сост.М.М. Буркина. — СПб.: СПб АППО, 2021. — 276 с. — (Библиотека аспиранта).- С.5-9.
- Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П. Модель оценки качества достижения образовательных результатов изучения интегрированного курса «Естествознание» // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2; URL: https://science-education.ru/article/view?id=31546 (дата обращения: 24.03.2022).
- Алексашина И.Ю. Пропедевтика конвергентного образования в процессе повышения квалификации учителей/ И.Ю. Алексашина, Ю.П. Киселев //Фундаментальные и прикладные научные исследования: инноватика в современном мире / Сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции (25 ноября 2022 г., г.Уфа). В 2 ч. Ч.2 / – Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2022. – с. 92 – 97.
- Алексашина И.Ю. Модель оценки качества достижения образовательных результатов изучения интегрированного курса “Естествознание”/ И.Ю. Алексашина, О.А.Абдулаева, Ю.П. Киселев // Современные проблемы науки и образования. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31546 DOI: 10.17513/spno.31546
- Алексашина И.Ю., Киселев Ю.П. Эволюция интегративного подхода в ракурсе тенденций трансформации современного естественнонаучного образования// Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 6. – С. 5-9; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12102
- Алексашина И.Ю., Александрова Н.В.// Применение платформы дистанционного обучения moodle для контроля и оценки выполнения учащимися компетентностно-ориентированных заданий / В сборнике: Актуальные проблемы физики и технологии в образовании, науке и производстве. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 120-летию Александра Васильевича Пёрышкина . Под редакцией В.А. Степанова, О.В. Кузнецовой. Рязань, 2022. С. 25-27.
- Алексашина И.Ю. Система планируемых образовательных результатов освоения учебной дисциплины «Естествознание» для оценки достижений учащихся / И.Ю. Алексашина, Ю.П. Киселев//Физика в Школе, 2023. (принято в печать)
- Алексашина И.Ю. О концептуальном поле конвергентного образования/ И.Ю. Алексашина, Ю.П. Киселев//Физика в Школе, 2023. (принято в печать)
Монографии
- Уроки естествознания в старшей школе: Идеи, модели, технологии. Коллективная монография под ред. И.Ю.Алексашиной/ – СПб.: СПб АППО, 2019 (Научные школы Академии).
- Профессиональное развитие педагогов в области формирования и оценки функциональной грамотности учащихся- СПб.: СПб АППО, 2021.154 с. – (Научные школы Академии).
Конференции разного уровня
(за 5 лет)
- II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием» Актуальные проблемы естественно-научного образования», СПб.: СПб АППО, 28 — 30 марта 2018 года
- XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образование и наука: эффективность взаимодействия и его перспективы» (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, 22-24 ноября 2018)
- I Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие науки в современном мире» (27 декабря 2018 г., г. Самара).
- Международная очно-заочная научно-практическая конференция (25.03.2020 – Санкт-Петербург) «ИНЖЕНЕР – СОЗИДАТЕЛЬ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА БУДУЩЕГО»
- VIII всероссийская научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (10 июня 2020. Санкт-Петербург)
- III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (25-27 марта 2020 Санкт-Петербург).
- Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные направления реализации ФГОС третьего поколения: функциональная грамотность» (основная школа), Круглый стол «Результативные практики развития функциональной грамотности учащихся» (Секция) (30 марта 2022, Санкт-Петербург)
- Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные научные исследования: инноватика в современном мире» статья, ноябрь 2022г.Уфа, статья, доклад: Алексашина И.Ю. Пропедевтика конвергентного образования в процессе повышения квалификации учителей.
- Всероссийская научно-практическая конференция «Карьерное проектирование: государственный запрос, социальные тренды, инновационные практики работы». Доклад, статья: Абдулаева О.А. Образовательный кластер «Кванты успеха» как перспективная модель конвергентной образовательной среды профессионального самоопределения учащихся / Абдулаева О.А., Кулагина// Думский Вестник, 2022. (сдано в печать)
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности по Шифру научной специальности:
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (химия)
(ранее 13.00.02)
Публикации в ведущих отечественных рецензируемых научных журналах и изданиях
Статьи (РИНЦ, ВАК и др.)
2018 – 2023 гг.
- Давыдов В.Н., Хаматгалеев Э.Р. Средства опосредствования в учебной проектной деятельности //Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы естественнонаучного образования в ракурсе ФГОС» 28-30 марта 2018 г., Санкт-Петербург. Специальный выпуск. //Физика в школе, 2018, №2. – С. 263-266.
- Давыдов В.Н. О роли средств опосредствования в учебной проектной деятельности //Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сборник научных трудов 65 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 1820 апреля 2018 года. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. –С. 135-138.
- Давыдов В.Н. Микромасштабные опыты для внеурочной деятельности //Химия в школе, 2018, №1. –С. 60-63
- Яковлева Т.Г., Давыдов В.Н. Внеурочная исследовательская деятельность школьников в области нанотехнологий //Непрерывное образование в Санкт-Петербурге, 2018, вып.2 (8). С. 15-19.
- Давыдов В.Н., Яковлева Т.Г. Использование цифровой лаборатории в учебной проектной деятельности школьников / В.Н. Давыдов, Т.Г.Яковлева// Физика в школе. – №2с. –2020. – С.198-202.
- Давыдов В.Н. Формирование у школьников способности выдвигать замыслы учебных проектов // Актуальные проблемы обучения химии, биологии, экологии и естествознанию в условиях цифровизации образования: сборник научных трудов / под ред. П. А. Оржековского. – Москва : МПГУ, 2020, с.285-288.
- Давыдов В. Н. Проектная деятельность в системе дополнительного образования детей и ее роль в формировании естественно-научной грамотности учащихся/ В.Н. Давыдов // Непрерывное образование – №30. – 2020. – С. 117 – 119.
- Давыдов В.Н. Расширение функциональных возможностей
- цифровых лабораторий в ученических исследованиях/ В.Н. Давыдов //Физика в школе,2021, №4, с. 59-61
- Давыдов В.Н. Использование концептуальных систем естественных наук во внеурочной учебной проектной деятельности школьников/ В.Н. Давыдов //XIII Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 23 января – 1 февраля 2021 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2021. – С. 449-451
- Давыдов В.Н., Вахрушева А.М. Использование машин вертикального поиска в информационном обеспечении учебной проектной деятельности учащихся / В.Н. Давыдов, А.М. Вахрушева// Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования «Цифровые технологии, наука и образование: теоретические и практические исследования» 9 июня 2021 г. – СПб., 2021
- Давыдов, В. Н. Средства опосредствования как ресурс для формирования умений практически использовать знания / В. Н. Давыдов // Шамовские педагогические чтения: Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Москва, 22–25 января 2022 года. – Москва: Научная школа управления образовательными системами, Международная академия наук педагогического образования, “5 за знания”, 2022. – С. 809-813.
- Давыдов, В. Н. Историко-генетический подход к формированию исследовательских умений школьников / В. Н. Давыдов, А. М. Вахрушева // Актуальные проблемы химического и биологического образования: материалы XII всероссийской научно-методической конференции, Москва, 22–23 апреля 2022 года. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. – С. 75-77.
- Давыдов В.Н. Физико-химическая инженерия: путь в науку //Мы учим жить делами и сердцами: Материалы всероссийских конкурсов работников сферы образования, проводимых Федеральным центром технического творчества учащихся Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» в 2021 году. Сборник / сост. Г. Н. Савельева. – Ростов-на-Дону; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2022. – С.85-89
- Давыдов В. Н. Формирование информационной грамотности учащихся в процессе учебной проектной деятельности // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. – 2022. – Выпуск 2 (16). – С.68-73
- Давыдов В.Н., Байгозин Д.В. Пробные действия в пропедевтике изучения химии //XV Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские чтения», г. Москва, 21-25 января 2023 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Изд-во НШУОС, МАНПО, «5 за знания», 2023. – С. 655-658
Монографии
- Давыдов В.Н. Физико-химические учебные проекты во внеурочной деятельности школьников. Книга для учителя: методическое руководство /В.Н. Давыдов. -М.: ИНФРА-М, 2020. -242 с.
Конференции разного уровня
- Давыдов В.Н. О роли средств опосредствования в учебной проектной деятельности //Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сборник научных трудов 65 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 18-20 апреля 2018 года. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. –С. 135-138.
- Давыдов В.Н. Развитие одаренности ребенка в процессе учебно-проектной деятельности // Городская конференция «Новые подходы и механизмы работы с одаренными детьми» в рамках Петербургского международного образовательного форума, Санкт-Петербург, 28 марта 2018 г.
- III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (25-27 марта 2020 Санкт-Петербург).
- VIII всероссийская научно-практическая конференция аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (10 июня 2020. Санкт-Петербург)
- Всероссийская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы обучения химии, биологии, экологии и естествознанию в условиях цифровизации образования» (МПГУ, Москва, 2020)
- XIII Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 23 января – 1 февраля 2021 г.
- Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования «Цифровые технологии, наука и образование: теоретические и практические исследования» 9 июня 2021 г. – СПб., 2021
- Международная научно -практическая конференция «Педагогическое образование в условиях смешанного обучения», М., «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования», 28 октября 2021 г.
- Шамовские педагогические чтения. XIV Международная научно-практическая конференция. Москва, 22–25 января 2022 года.
- Актуальные проблемы химического и биологического образования. XII всероссийская научно-методическая конференция, Москва, 22–23 апреля 2022 года.
- XV Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские чтения», г. Москва, 21-25 января 2023 г.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности по Шифру научной специальности:
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
( ранее 13.00.01)
Публикации в ведущих отечественных рецензируемых научных журналах и изданиях
2020-2022 г.г.
- Муштавинская И.В., Свирина Н.М Теория и практика использования современных образовательных технологий и предметных методик для формирования читательской грамотности//”Школьные технологии” научно-практический журнал. 6,2022, с 7-18.
- Методика развития читательской грамотности “От текста к смыслу”. Учебно- методическое пособие. Под научной редакцией Муштавинская И. В., Мишатина //Н.Л СПб.: КАРО, 2022. 208 с.
- Какие трудности испытывают учителя в использовании заданий по формированию и оценке креативного мышления? / Логинова О.Б., Абдулаева О.А., Садовщикова О.И., Яковлева С.Г. // Отечественная и зарубежная педагогика (сдано в печать)
- Абдулаева О.А. Особенности инструментария региональных диагностических работ по функциональной грамотности: опыт Санкт-Петербурга / Абдулаева О.А.// Информационные технологии для Новой школы. Материалы XIII Всероссийской конференции с международным участием. – СПб.: ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2022. – 122 с. – С.118-122
- Абдулаева О.А.Образовательный кластер «Кванты успеха» как перспективная модель конвергентной образовательной среды профессионального самоопределения учащихся / Абдулаева О.А., Кулагина// Думский Вестник,2022 (сдано в печать)
- Абдулаева О.А.Результаты мониторинговых исследований на уровне школ// Абдулаева О.А., Шельмина И.Ю.// Система оценки качества образования в Санкт-Петербурге в 2021 году под ред. И. А. Богдановой, В. Е. Фрадкина, И. А. Юдиной. – СПб: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2022. – 149 с.
- Абдулаева О.А.Формирование креативного мышления: опыт, проблемы, перспективы // Абдулаева О.А./ Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт: сборник научных трудов / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 319 с. – с. 303-311
- Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П., Муштавинская И.В.Опыт использования полифункциональных заданий на формирование функциональной грамотности/ Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П., Муштавинская И.В.// Непрерывное образование. – №2 (16), 2022 – С.23-29
- Абдулаева О.А. Формирования креативного мышления учащихся с позиции функциональной грамотности при реализации проектной деятельности в школе / Абдулаева О.А. , Тамашина Я.Н.// Непрерывное образование – №2 (16), 2022 – С. 30 -39.
- Абдулаева О.А. Качество образования как целевой ориентир реализации ФГОС ОО/ О.А. Абдулаева , Л.Г. Серова// Научный рецензируемый журнал «Непрерывное образование» – СПб.: СПб АППО, 2021. – Вып. 3 (33) – С.25-34
- Абдулаева О.А. Тексты «новой природы» как ресурс для составления
заданий на формирование и оценку функциональной грамотности// Цифровые технологии, наука и образование: теоретические и практические исследования: материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования / ред.-сост. М.М. Буркина. — СПб.: СПб АППО, 2021. — 276 с. — (Библиотека аспиранта).- С.5-9 - Абдулаева О.А. Перспективные модели наставничества при организации профессионального самоопределения школьников/ О.А. Абдулаева, О.А. Платонова// Научно-методический журнал «ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования» №1-2 (17-18), 2021. – С. 50-56
- Алексашина И.Ю., Муштавинская И.В. Инновации в системе оценки качества образования: от метапредметных результатов образовательной деятельности к функциональной грамотности школьников / Алексашина И.Ю., Муштавинская И.В. // “Педагогическая наука и практика”. Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области республики Казахстан. ISSN журнала 2312-8399. №3(33), Сентябрь 2021 года. С 64-70.
- Муштавинская И. В. Вопросы формирования и оценки функциональной грамотности в опытно-экспериментальной работе школ Санкт-Петербурга / Муштавинская И.В. //«Профессиональное развитие педагогов в области формирования и оценки функциональной грамотности учащихся», монография под научной редакцией И.Ю. Алексашиной, 2021 г. с 98-109.
- Муштавинская И. В. , Огорев А. С. Приемы работы с несплошным текстом на уроках и внеурочной деятельности в основной школе: возможности учебного предмета «Информатика» / И. В. Муштавинская, А. С. Огорев // сборник Всероссийская научно-практическая конференция «Цифровые технологии, наука и образование: теоретические и практические исследования». – 2021. – С. 150-154.
- Алексашина И.Ю., Муштавинская И.В., Абдулаева О.А. «Метапредметность в контексте деятельностного и компетентностного подходов» сборник статей Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методологические и методические проблемы и пути их решения», 15 ноября 2021 г. в г. Воронеж.
- Муштавинская И.В. Читательская грамотность и смысловое чтение: современный контекст. // Школьные технологии. – № 2. 2021 г.
- Муштавинская, И.В. Оценка функциональной грамотности обучающихся в Санкт-Петербурге: первые результаты/ О.А. Абдулаева, И.Ю.Алексашина, Ю.П. Киселев, И.В. Муштавинская // Отечественная и зарубежная педагогика. – №2 (70) Т.2. – 2020.– С.236 – 261.
- Муштавинская И. В., Фрадкин В. Е. Петербургский вектор качества образования в области формирования и оценки функциональной грамотности: теоретические подходы и практические решения/ И.В. Муштавинская, В.Е. Фрадкин // Непрерывное образование – №30. – 2020. – С. 54–60.
- Алексашина И. Ю. Научно-педагогические подходы к разработке заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности школьников/ И.Ю. Алексашина // Непрерывное образование – №30. – 2020. – С. 21 –
- Абдулаева О. А. Особенности задач на формирование академической и функциональной грамотности/ О.А. Абдулаева// Непрерывное образование – №30. – 2020. – С. 54–60.
- Алексашина И.Ю, Абдулаева О.А., Киселев Ю.П. Вектор развития содержания общего образования: от академической к функциональной грамотности/ И.Ю.Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П.Киселев// ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. – 2019. – № 2 (59). С. 9 – 14.
Монографии:
- Профессиональное развитие педагогов в области формирования и оценки функциональной грамотности учащихся- СПб.: СПб АППО, 2021.154 с. – (Научные школы Академии).
Апробация результатов научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях в 2020 – 2022 году
- Межрегиональная конференция «Финансовая культура детям и молодежи: новые вызовы образованию», 8 и 10 сентября 2020 года, Высшая школа экономики Санкт-Петербург.
- Международная конференция «Ресурсы развития: новый взгляд на управление в образовании», 26 мая 2020 года, СПб АППО.
- Всероссийская научно-практическая конференция «Лучшие практики введения и реализации ФГОС основного и среднего общего образования» (в рамках XI Петербургского международного образовательного форума) (Санкт-Петербург, СПб АППО. 23.03.2021)
- Международная научно-практическая конференция «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ» 15 ноября 2021 г. в г. Воронеж.
- Всероссийская научно-практическая конференция «Цифровые технологии, наука и образование: теоретические и практические исследования». 2021
- Всероссийская научно-практическая конференция Лучшие практики внедрения ФГОС среднего общего образования», выступление «Новые идеи в профильном образовании: опыт гимназии № 171., 23 марта 2021
- Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные направления реализации ФГОС третьего поколения: функциональная грамотность» (основная школа) (30 марта 2022, Санкт-Петербург)
- Петербургский международный образовательный форум. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные направления реализации ФГОС третьего поколения: функциональная грамотность» СПб АППО. Статья, доклад: И.В. Муштавинская, Гуманитарное технологии как вектор развития образования на современном этапе// Гуманитарность как вектор развития современного образования: сборник научных трудов. СПб АППО, 2022, с 6-11.
- XIII Всероссийская конференция с международным участием. – СПб.: ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2022. Статья, доклад: О.А.Абдулаева Особенности инструментария региональных диагностических работ по функциональной грамотности: опыт Санкт-Петербурга
- Всероссийский семинара «Формирование и оценка функциональной грамотности». ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022
Нормативные и методические материалы _обновленный ФГОС ОО |
Общественно-педагогическое объединение тьюторов ИМЦ и школ «Сетевая педагогическая поддержка внедрения ФГОС общего образования» |
Куратор: Гусевская Ольга Валерьяновна, доцент КНОСОО (предметная область «Технология») E-mail: gusevsk58@gmail.com Телефон: 409-82-94. Дни и часы приема вторник с 14:00 до 17:00, аудитория 223 Куратор: Репинская Ирина Владимировна, преподаватель кафедры НОСОО (предметная область «Технология») E-mail: repira@yandex.ru Телефон: 409-80-77 Дни и часы приема вторник с 14:00 до 17:00, аудитория – 406 (синяя лестница, 4 этаж) |
Вебинары и консультации:
- Вебинар “Актуальные вопросы подготовки к участию в школьном и районном этапах ВСОШ по технологии в 2023-2024 учебном году”
Семинар состоится 20 сентября 2023 года с 15:00 до 17:00.
Ссылка на подключение/просмотр записи:
https://vk.com/video-212454770_456239352 - Семинар «Актуальные вопросы преподавания курса «Технология» в учебном году».
Дата и время проведения: 16.05.2023, 15:00 – 17:00
Ссылка для подключения и просмотра записи
https://vk.com/video-212454770_456239279 - Вебинар: «Городской семинар для учителей технологии и методистов ИМЦ по подготовке школьников к заключительному этапу ВсОШ по технологии”
Дата и время проведения: 23.03.2023 16:00 – 18:00
Ссылка для подключения:
https://vk.com/video-212454770_456239241 - Ссылка на вебинар-консультацию: «Реализация требований ФГОС ООО”Технология” для методистов и педагогов, обучающихся по федеральной программе повышения квалификации. Методические и аналитические материалы по сопровождению обновленного ФГОС и региональной олимпиады школьников по “Технологии”»
Дата и время проведения: 26.04.2022 15:30 – 16:30
Ссылка для подключения слушателей: https://youtu.be/q_vADETYn3Y - Ссылка на план семинаров “Методическая поддержка учителей технологии при введении и реализации обновленного ФГОС ООО» Проводит ФГБНУ «ИСРО РАО» https://edsoo.ru/Metodicheskaya_podderzhka_uchitelej_tehnologii_pri_vvedenii_i_realizacii_obnovlennogo_FGOS_OOO.htm
Естествознание в средней школе:
УМК «Чистая планета»
![]() |
https://catalog.prosv.ru/item/44480 |
![]() |
https://catalog.prosv.ru/item/44482 |
![]() |
https://catalog.prosv.ru/item/44483 |
![]() |
https://catalog.prosv.ru/item/44484 |
Список учебно-методических пособий для учителя естествознания, разработанных сотрудниками СПб АППО:
- Абдулаева О.А, Ивашедкина О.А. Организация учебной проектной и исследовательской деятельности при изучении курса «Естествознание» / науч. ред.
- Алексашина И.Ю. Моделирование методики преподавания интегрированного курса «Естествознание»: монография / И.Ю. Алексашина. – (Научные школы Академии). – СПб.: СПб АППО, 2015. – 178 с.
- Алексашина И.Ю., Муштавинская И.В. Современные модели уроков естествознания / И.Ю. Алексашина, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2018. – 160 с.
- Диагностические материалы итоговой аттестации по курсу «Естествознание» старшей школы: учебно-методическое пособие/ науч. ред. И.Ю. Алексашина. – СПб.: СПб АППО, 2012. –40с.
- Естествознание: 10–11. Концептуальный анализ учебного текста: учебно-методическое пособие в 2 частях. – СПб.: СПб АППО, 2010
- Естествознание: уроки-практикумы: 10 кл. кн. для учителя/ Ванюшкина Л.М., Галактионов К.В., Левкин А.Н., Ляпцев А.В.; под ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПбАППО, 2009 – 96с.
- Иваньшина Е.В. Методика применения технологии развития критического мышления при изучении курса «Естествознание» старшей школы: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2015. –С.50.
- Малярчук О.В. Методика использования историко-научного содержания в курсе «Естествознание»: учебно-методическое пособие / науч. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 84 с.
- Малярчук О.В. Методика отбора содержания историко-научного компонента естественнонаучного образования: учебно-методическое пособие / науч. ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб АППО, 2016. – 80 с.
- Общенаучные понятия в системе изучения курса «Естествознание»/ И.С.Дмитриев, А.В.Ляпцев, И.А. Шерстобитова, О.А. Ивашедкина: методическое пособие; под ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб АППО, 2012. – 134 с.
- Современная оценка образовательных достижений учащихся. Методическое пособие/ Научн. ред.: И.Ю. Муштавинская, Е.Ю. Лукичёва. – СПб.: КАРО 2015, – 304 с.
- Сорокина Е.Н. Методика формирующего оценивания образовательных результатов школьников при изучении курса «Естествознание»: рабочая тетрадь педагога. – СПб.: Издательство «Речь», 2019. – 65с.
- Уроки естествознания в старшей школе: идеи, модели, технологии: монография / сост., науч. ред. И.Ю. Алексашина. – СПб.: СПб АППО, 2019. – 136 с.
- Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. Учебно-методическое пособие: учебно-методическое пособие / И.Ю.Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев. . – Санкт-Петербург: КАРО, 2019. – 160 с.
«ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования в 2023 году проводит курсы повышения квалификации по программе «Естественнонаучное образование: реализация межпредметного взаимодействия» продолжительностью обучения 108 часов.
Категория слушателей: учителя биологии, химии, физики, географии, естествознания и преподаватели системы СПО.
Актуальность и практическая значимость данной программы обусловлена необходимостью разработки и внедрения в современную образовательную практику метапредметного и интегрированного межпредметного содержания.
Мы готовы ответить на Ваши вопросы по телефону: +79216373170 или e-mail: sorokinaelena261@yandex.ru (куратор группы Сорокина Елена Николаевна)»
Положение о проведении Тринадцатого городского фестиваля “Петербургский урок” в 2023/24 учебном году |
Профессионально-общественное объединение «Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга»
Председатель: Мардер Людмила Маратовна, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Координатор: Свирина Наталья Михайловна, д.п.н., профессор КНОСОО СПб АППО
Куратор: Муштавинская Ирина Валентиновна, зав. кафедрой начального, основного и среднего общего образования
Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга – общественная организация, созданная в год трехсотлетия города, в 2003 году с целью объединения гимназий для совместного решения профессиональных вопросов, обсуждения проблем, поддержки педагогических начинаний, самоидентификации в образовательном пространстве. Гимназии – необходимые учебные заведения, формирующие целостное гуманное мировоззрение молодого человека в системе знаний. Потому многие сотрудники высшей школы Петербурга, вузы Санкт-Петербурга – соратники и друзья Ассоциации гимназий. За эти годы Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга обрела партнеров из разных регионов РФ, ближнего зарубежья –Бежецка Тверской области, Вологды, Великого Новгорода, Гомеля (Беларусь), Домодедово, города Жуковский Московской области, Ижевска, Кирова, Красноярска, г. Люберцы Московскойобласти, Москвы, Мурманска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Оренбурга, г. Полярные Зори Мурманской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Перми, Самары, Сочи, Старой Руссы, Таганрога, Твери, Челябинска, Череповца, Читы, г. Электросталь Московской области, Ярославской области, и многих других мест. Силами Ассоциации организованы и проведены 18 крупных педагогических конференций масштаба России. С первого года и поныне председателем Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга является директор Второй СПб гимназии, Народный учитель РФ Людмила Маратовна Мардер, научным руководителем – д.п.н., профессор, сотрудник СПБ АППО Н.М. Свирина. До 2018 года Ассоциация была самостоятельной организацией, с 2020 года перешла под крыло СПб АППО, став профессионально-общественным объединением, сохраняя свое название. В Ассоциацию входит большинство гимназий Санкт-Петербурга, а также гимназии из других городов, например, Великие Луки, Бежецк, Киров, Нижний Новгород и другие, .
Сложились традиционные мероприятия, проводимые ежегодно силами Ассоциации гимназий СПБ. Это, кроме названных выше крупных конференций педагогов (в программе образовательного Форума март, 5 принимающих гимназий), Ежегодные Всероссийские гимназические ученические чтения, проводимые перед весенними каникулами, куда приезжают авторы школьных проектов и исследований из разных регионов России, марта ; Всероссийский семинар по исследовательской деятельности для учителей ( январь), городской семинар по школьной журналистике – (февраль), интеллектуальная командная игра для старшеклассников (9, 10 и 11 классы, в двух турах) «Литературная планета» (март, апрель),
Встречи для старшеклассников о новинках молодежной литературы «Литературный звездопад» (ноябрь).
Олимпиада “Петербургские надежды”
Интегрированная олимпиада для учащихся начальных классов по общеобразовательным дисциплинам «Петербургские надежды» уже стала традиционной для Санкт-Петербургской школы. Олимпиада проводится с 2009 года.
Олимпиада организуется с целью выявления в образовательных организациях, наиболее подготовленных учащихся 4 – х классов, обладающих высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности, выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний.
Основными задачами олимпиады являются:
- создание оптимальных условий для выявления одарённых и талантливых учащихся;
- создание условий для формирования творческой активности, атмосферы здоровой конкуренции, ситуации успеха.
Интегрированная олимпиада для учащихся начальных классов по общеобразовательным дисциплинам «Петербургские надежды» проводится в два этапа:
1-й этап (районный) олимпиады организуется районными Информационно-методическими центрами районов Санкт-Петербурга. Победители районного этапа олимпиады становятся участниками 2-го (городского) этапа олимпиады
2-й этап (городской) олимпиады проводится в ГБУ ДО Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по адресу: ул. Ломоносова 11-13.
Олимпиадные задания |
Литературное чтение Математика Окружающий мир Русский язык |
Статистические данные |
Общий балл Литературное чтение Окружающий мир Русский язык |
Итоги участия региона в общероссийском исследовании в формате PISA в 2022 г.
Вебинар для руководителей ОО
Узнать больше »Формирование функциональной грамотности в начальной школе
Ведущие: Бубнова Инна Анатольевна, Бойкина Марина Викторовна, Буденная Ирина Олеговна – преподаватели кафедры начального, основного и среднего общего образования; Жукова Ирина Михайловна, Тиринчук Прасковья Сергеевна – учителя начальных классов
Узнать больше »Методическое сопровождение диагностических работ по функциональной грамотности обучающихся 8 и 9 классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга
Спикер 1: Абдулаева Оксана Абдукаримовна, к.п.н., доцент, доцент кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППОСпикер 2: Киселев Юрий Петрович, старший преподаватель кафедры начального, основного и среднего общего образования …
Узнать больше »Семинар для руководителей ОУ в рамках реализации плана мероприятий «Дорожная карта по внедрению обновленных ФГОС общего образования»
(мероприятие перенесено с 17 октября). Ведущий вебинара – заведующий кафедрой начального, основного и среднего общего образования СПб АППО Ирина Валентиновна Муштавинская.
Узнать больше »Образование и воспитание как целостный педагогический процесс.
Ведущие: Бойкина М.В., Азарова Л.Н. (Издательство “Экзамен”) – по договору с СПб АППО
Узнать больше »Критериальное оценивание
Ведущий: Ванина Э.В.
Узнать больше »Актуальные вопросы преподавания курса “Технология” в 2023-2024 учебном году
Ведущий: Гусевская Ольга Валерьяновна, доцент кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО.
Узнать больше »«Дорожная карта по внедрению обновленных ФГОС ООО»
Ведущий: Сизова Марина Борисовна, к.п.н., доцент кафедры начального, основного и среднего общего образования
Узнать больше »Реализация и сопровождение обновленного ФГОС НОО
Ведущие: Представители КНОСОО
Узнать больше »