16 июня 2022 на вебинарной площадке СПб АППО была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Детский сад будущего: воспитание и социализация современного ребенка». В рамках мероприятия было представлено более 20 докладов, в конференции приняли участие 1632, среди которых представители разных регионов России – республики Дагестан, Ханты-Мансийского автономного округа, Кабардино-Балкарской республики, Москвы. Основной целью конференции стало обсуждение объективных и субъективных факторов воспитания и социализации дошкольника. Ведущие ученые России Алексеев С.В.., Майер А.А., Коломийченко Л.В., Лашкова Л.Л. рассуждали о актуальных вопросах воспитания и социализации детей дошкольного возраста. Участники конференции уделили большое внимание особенностям личности современного ребёнка.
Значимое место в конференции заняли секционные заседания. Секция № 1 была посвящена «Актуальным вопросам воспитания и социализации детей дошкольного возраста». Секционное заседание проводилось с целью согласования профессиональных позиций в педагогическом сообществе относительно стратегии воспитания и социализации в условиях возможностей и рисков мегаполиса. На секционном заседании обсуждались актуальные проблемы и практический опыт педагогов по реализации воспитательного потенциала образовательной среды мегаполиса как фактора социализации современного дошкольника.
В современном постиндустриальном обществе профессионализм – ведущее условие, показатель продуктивности и результативности деятельности педагога по воспитанию и социализации в период дошкольного детства.
Центральными в работе секции стали современные практики сопровождения ребенка в целях воспитания и социализации, включающие различные аспекты методического сопровождения.
Докладчиками были рассмотрены ключевые моменты методического сопровождения взаимодействия педагогов в условиях новых форматов реализации образовательных проектов по воспитанию и социализации детей.
Подробно представлено разнообразие ресурсов для профессионального роста современного педагога в условиях их взаимодействия.
Выступления докладчиков имели ценные содержательные характеристики развития профессионализма педагога в понимании и реализации идей воспитания и социализации в период дошкольного детства. Ситуация обмена информацией профессионального характера будет способствовать в перспективе амплификации профессионального развития педагогов, участвующих в работе конференции. В работе секции приняли участие представители профессионального сообщества дошкольного образования регионов Российской Федерации.
В целом, работа секции проходила в режиме баланса информационно-теоретического и практического характера, направленного на сотрудничество и творческое взаимодействие представителей профессионального сообщества педагогов дошкольного образования в конструктивном обсуждении актуальных вопросов воспитания и социализации в условиях Санкт-Петербурга.
В рамках секции № 2 «Технологии социокультурного развития современных дошкольников в условиях реализации программы воспитания» была посвящена обсуждению вопросов, связанных с актуальными технологиями социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Спектр рассмотренных педагогических технологий весьма разнообразен: технологии традиционные, такие как работа с книгой (ГБДОУ ЦРР – детский сад № 60 Красносельского района Санкт-Петербурга), технологии инновационные (ГБДОУ детский сад № 11 Пушкинского района Санкт-Петербурга; ГБОУ школа № 53 ОДО Приморского района Санкт-Петербурга), затрагивающие цифровые возможности развития и воспитания дошкольников. Кроме того, технологии, имеющие мировое признание и востребованные современным педагогическим сообществом (МБДОУ «Монтессори-центр» г. Киров).
Педагоги представили возможности раскрытия и развития творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребенка в процессе формирования эколого-экономической культуры (ГБДОУ детский сад №106 Фрунзенского района СПб).
Спикеры обсудили критерии эффективности технологий социокультурного развития ребенка, живущего в мегаполисе в условиях реализации программы воспитания.
В рамках работы секции № 3 «Новые грани взаимодействия с семьей в контексте воспитания и социализации детей дошкольного возраста» рассматривались вопросы. приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является одним из основных принципов дошкольного образования и реализация данного принципа невозможна без включения в процесс воспитания и социализации ребенка родителей или лиц их заменяющих. Темы докладов были посвящены различным сторонам этого взаимодействия: это и детско-родительские проекты, и культурно-образовательные практики, и просветительская работа с родителями: традиции и современные аспекты; цифровая образовательная среда как новая грань взаимодействия с родителями.
На секции был представлен инновационный опыт дошкольных образовательных организаций, посвященный практике сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС ДО.
ВЫВОД:
Конференция обозначила проблемы, актуальные в настоящее время для системы дошкольного образования, позволила обобщить итоги деятельности различных образовательных организаций. Конференция стала площадкой для обмена инновационным опытом работы, послужила импульсом для ознакомления и использования новейших достижений науки и практики, а также поиска новых профессиональных решений по рассматриваемым вопросам. Состоялся взаимообмен идеями, моделями, технологиями, а значит, конференция стала еще одним шагом в решении основной задачи государственной политики Российской Федерации в условиях модернизации образования. Участники высоко оценили теоретическую значимость и практическую направленность конференции.
Руководство академии выражает признательность всем, кто принял участие и оказал поддержку в подготовке и проведении конференции.