25-26 марта 2024 года состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Психологическая служба: стратегии антикризисного реагирования». Площадка организована ГБУ ДПО Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования им. К.Д.Ушинского (кафедра психологии) и ГБУ ЦППМСП Курортного, Калининского, Центрального районов Санкт-Петербурга.
Участниками конференции стали психологи образования, социальные педагоги, руководители служб сопровождения. Всего в конференции приняло участие 170 человек из всех районов Санкт-Петербурга, а также из регионов, таких как Республика Карелия, Ленинградская область, Ставропольский край.
Тема конференции была обращена к актуальным вызовам в области оказания кризисной психологической помощи. Старт конференции ознаменовался минутой молчания в память жертв трагических событий в Москве в концертном комплексе «Крокус-сити холл». Дальнейшая работа была посвящена заявленной проблематике – организации комплексной психологической кризисной помощи несовершеннолетним и их семьям.
Участников площадки приветствовала Бернатович Ирина Валентиновна, директор ГБОУ СОШ №136 Калининского района Санкт-Петербурга. Шингаев Сергей Михайлович, доктор психол. наук, доцент, заведующий кафедрой психологии СПб АППО им. К.Д.Ушинского отметил необходимость быстрых изменений в профессиональной квалификации психологов образования в связи с расширением круга профессиональных задач.
На пленарном заседании докладчиками были представлены ключевые проблематики антикризисного вмешательства в современном образовательном пространстве в разрезе задач психолого-педагогического сопровождения кризисных ситуаций.
Артюхова Ирина Юрьевна, руководитель аппарата Общественной палаты Санкт‑Петербурга, член Общественной палаты Санкт‑Петербурга рассмотрела новые социальные вызовы к психологической службе. Среди них – увеличившихся масштаб и скорость трагических событий, формирование «новой нормальности» восприятия в психике современного человека, новые маркеры угроз, на которые необходимо научиться реагировать специалистам психологических служб.
Думчева Алла Германовна, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии СПб АППО им. К.Д.Ушинского, сделала обзор эффективных практик, имеющих место в международном и отечественном опыте деятельности антикризисных подразделений, функционирующих в образовании и социальной работе.
Баранова Ольга Викторовна, главный внештатный педагог-психолог в системе образования Санкт-Петербурга, директор ГБУ ЦППМСП Калининского районапредставила опыт создания в районе кризисного центра.
Сараев Геннадий Александрович, уполномоченный по правам ребёнка в Республике Карелия ознакомил участников с опытом общественного-государственного партнерства в оказании кризисной помощи в Республике Карелия. Спикер подробно остановился на специфике межведомственного и межсекторального взаимодействия в решении комплексных задач сопровождения ребенка в трудной жизненной ситуации.
Во второй части вниманию участников было предложено три мастер-класса. Команда специалистов ГБУ ЦППМСП Калининского района представила цифровой навигатор – интерактивный инструмент оценки суицидального риска обучающихся. Специалисты ГБУ ЦППМСП Центрального района представили опыт предупреждения развития рисков асоциального развития несовершеннолетних в системе психолого-педагогического сопровождения.
Интересный опыт сетевого формата оказания кризисной психологической помощи предложили вниманию участников коллеги из Республики Карелия – Сараева Екатерина Вячеславовна, руководитель Службы кризисной помощи при Уполномоченном по правам ребенка, Полканова Наталья Леонидовна, педагог-психолог МОУ СОШ №3 г. Кондопога. Они остановились на специфике организации работы психологического сопровождения кризисных ситуаций с участием несовершеннолетних в мультипрофессиональных командах.
Второй день конференции был посвящен теме оказания специализированной психологической кризисной помощи. Баринова Наталия Александровна, директор ГБУ ДО ЦППМСП Курортного района представила опыт организации психолого-педагогической помощи в кризисных ситуациях в системе образования Курортного р-на. Ключевые доклады отразили тематику комплексного психологического сопровождения участников образовательного процесса в ситуации утраты, психологической поддержки участников волонтёрского движения, проблематике сохранения профессионального здоровья помогающего специалиста.
В практической части были освещены следующие темы: работа педагога-психолога c семьями участников и ветеранов СВО; инструменты опосредованной психологической помощи несовершеннолетним из разделенных семей; основы канистерапии в индивидуальном консультировании. Завершающий шеринг был посвящен психологическим практикам работы на ресурс.
Участники конференции высоко оценили актуальность и качество продемонстрированных практик и предложили продолжить развитие данной проблематики на следующих научно-практических мероприятиях.