23.10.2025 в СПб АППО прошла конференция «Служба медиации в образовании». Она была посвящена проблеме универсальности компетенций медиатора — возможности применения его навыков в широком диапазоне задач, решаемых педагогами.
Конференция проводилась в дистанционном формате, к ней подключилось более 160 специалистов из Санкт-Петербурга и других регионов РФ.
В приветственном слове д.пс.н., заведующий кафедрой психологии Сергей Михайлович Шингаев отметил высокую социальную значимость медиации в образовании.
В ходе пленарного заседания состоялось несколько важных выступлений. Кандидат психологических наук, доцент кафедры конфликтологии СПб ГУ, сертифицированный медиатор Елена Никтична Иванова подробно осветила проблему универсальности навыков медиатора в работе с детьми и взрослыми. Ею было отмечено, что педагог является универсальным переговорщиком, обеспечивающим связь между всеми участниками образовательных отношений.
Помощник Уполномоченного по правам ребёнка в Краснодарском крае по г. Сочи, региональный координатор школьных служб примирения (медиации) по Краснодарскому краю, президент Ассоциации «Центр переговоров, медиации и примирения», педагог-психолог, куратор школьной службы примирения гимназии № 6 г. Сочи Екатерина Вячеславовна Горшенина рассказала о возможностях личностного развития профессионала через медиацию, важности нейтральности, безоценочности и конфиденциальности в работе с конфликтами в образовательной системе.
Директор ГБОУ Гимназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга Татьяна Николаевна Судакова-Голлербах поделилась опытом использования медиаторских компетенций в работе директора образовательного учреждения и отметила важность развития навыков конструктивного решения проблем у всех участников образовательного процесса.
К.м.н., юрист, профессиональный медиатор, ведущий восстановительных программ, доцент кафедры судебной медицины и правоведения, куратор службы примирения вуза, ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, член Президиума НАПМ «Паритет» Яна Владимировна Стюф предложила рассматривать родительские собрания как многосторонние переговоры и использовать медиативные технологии для повышения их эффективности и информативности.
Координационный директор ОАНО «Школа Точка Притяжения», сертифицированный медиатор Георгий Сергеевич Кузьмин представил анализ параметров взаимодействия педагогов и обучающихся в процессе урока. Он отметил важность наблюдения за деталями взаимодействия детей и педагогов, а также формирования договоренностей между всеми участниками образовательных отношений, опираясь на их ценности и границы.
В процессе мастер-класса «От сюжета – к навыку: профилактика и решение конфликтов в ДОУ» методист, педагог-психолог ГБУ ЦППМСП Василеостровского района Санкт-Петербурга, сертифицированный медиатор Лада Викторовна Быкова, педагог-психолог ГБУ ЦППС Кировского района Санкт-Петербурга, сертифицированный медиатор Марина Владимировна Орлова и педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 51 Василеостровского района Санкт-Петербурга Екатерина Юрьевна Калачикова представили опыт применения медиативных подходов в работе с педагогами и детьми. Они подчеркивают важность обучения педагогов навыкам коммуникации и разрешения конфликтов.
Участники конференции пришли к выводу о важности медиации в образовательной системе и необходимости развития медиаторских компетенций у педагогов, родителей и учащихся для более эффективного разрешения и предотвращения конфликтов. Была подчеркнута важность готовности к диалогу, эффективной обратной связи, структурированной коммуникации и переговорных технологий для улучшения взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
