Свыше 400 работников образования приняли участие 10-11 февраля 2022 г. в работе XXVI международной научно-практической конференции «Служба практической психологии в системе образования Санкт-Петербурга: миссия, профессионализм, взаимодействие».
Организатором конференции выступила кафедра психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Конференция проходила в смешанном формате. Участники имели возможность присутствовать очно на секциях и мастер-классах, а также к ним присоединялись участники из различных городов, областей и краев России.
В работе конференции приняли участие учёные и специалисты-практики учреждений образования Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Архангельска, Оренбурга, Москвы и др. городов Российской Федерации, а также из Эстонии, Казахстана, Польши, Белоруссии.
Выступления, лекции и мастер-классы были посвящены наиболее актуальным проблемам психологического обеспечения деятельности участников и специалистов системы образования.
Основные направления работы конференции:
- Профессионально-личностное развитие педагога-психолога в системе образования
- Психологическое обеспечение профессионального здоровья педагогов
- Психологическое сопровождение семьи
- Психологическое сопровождение обучающихся
- Проблемы психологической безопасности в условиях цифровизации образования
- Школьная конфликтология и медиация
В рамках конференции состоялось обсуждение ключевых вопросов организации психологического сопровождения участников образовательных отношений, сохранении психологического здоровья педагогов и учащихся, организации службы медиации в образовательных учреждениях.
С яркими и интересными докладами выступили приглашенные специалисты: Александр Сергеевич Горшков, доктор педагогических наук, профессор, советник при ректорате ГБУ ДПО Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и Сергей Михайлович Шингаев, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии ГБУ ДПО Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
В своем докладе Шингаев С.М. акцентировал внимание на задачах службы психологии в образовании, особенностях и трудностях, с которыми сталкиваются директора общеобразовательных учреждений, педагоги, психологи-практики в своей работе в образовательных учреждениях.
Горшков А.С. подчеркивал необходимость постоянного профессионального роста и самообразования педагогов, трудностях, с которыми сталкиваются субъекты образовательного процесса в условиях цифровой трансформации образования.
Большой интерес вызвало выступление Ирины Юрьевны Артюховой, руководителя аппарата Общественной палаты Санкт‑Петербурга, члена Общественной палаты Санкт‑Петербурга, заместителя директора АНО «Служба спасения». Она рассказала об опыте работы специалистов психологической службы Санкт-Петербурга в кризисных ситуациях, о значимости психологической помощи населению: тренды и задачи социальной политики.
Динамичным и интересным было выступление Ольги Викторовны Барановой, директора ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района, главного внештатного педагога-психолога в системе образования Санкт-Петербурга. В докладе она познакомила участников конференции с моделью региональной психолого-педагогической службы Санкт-Петербурга, о трудностях, с которыми сталкиваются психологи в своей работе, о возможностях профессионального взаимодействия.
Татьяна Олеговна Ушакова, кандидат педагогических наук, заведующая отделением психолого-педагогической помощи населению Сергиево-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних познакомила участников конференции о важном направлении работы психологов «Кризисные ситуации – кризисное консультирование: особенности и специфика работы с детьми и подростками».
Марина Леонидовна Кубышкина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ВШППиФК САФУ им. М.В.Ломоносова (Архангельск) познакомила с новым направление исследований, связанном с изучением личностного ресурса совладания с информационной перегрузкой преподавателей ВУЗов.
Вызвал интерес доклад Сергея Владимировича Алексеева, доктора педагогических наук,профессора кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека ГБУ ДПО Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования «От педагогики окружающей среды к педагогике устойчивого развития: психологические основания».
В ходе работы секций были интересные практико-ориентированные доклады. Участники конференции делились опытом работы: «Игровая терапия, как эффективный способ преодоления состояния школьной дезадаптации у первоклассников», ««МОСТ» – модель психологического сопровождения профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения», «Нейропсихологические технологии как способ обучения дошкольников с ТНР», «Работа по повышению пластичности сенсорной интеграции ка способа раскрытия психофизических возможностей организма для целостного развития ребенка», «Работа с семьёй как основа профилактики девиантного поведения у детей» и др.
В ходе работы круглого стола «За пределами медиации: коммуникативная культура в образовательном пространстве» был заслушан публичный отчет ресурсного центра по направлению развития школьных служб медиации и обсуждены вопросы, связанные с методическим потенциалом школьных служб медиации в воспитательной работе классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, нормативно-правовыми и организационными механизмами привлечения медиаторов-ровесников к работе с конфликтными ситуациями, а также о работе с родителями как целевой группы в образовательной деятельности школьных служб медиации.
Большой интерес вызвало обсуждение в ходе работы интерактивной дискуссионной площадки с участием представителей СМИ и школьных пресс-служб «Имидж педагога-психолога в зеркале СМИ».
На мастер-классе «Уроки счастья» в школе как фундамент для формирования психологического здоровья педагогов» участников конференции познакомили с мировой практикой формирования позитивного мышления в детском возрасте, методами исследования индивидуального восприятия феномена счастья и особенности работы с ассоциациями. Опыт представлен Котовой Светланой Александровной, педагогом-психологом Центра психолого-педагогической, медико-социальной помощи Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Мастер-класс «Нарушение поведения у детей. Что с этим делать?», проведенный под руководством Сулакшиной Еленой Сергеевной и Кечуткиной Анной Юрьевной, педагогами-психологами ГБДОУ детский сад № 103 компенсирующего вида Невского район Санкт-Петербурга, был посвящен вопросам, связанными с поведенческим подходом в решении трудностей поведения у детей.
Интересным и насыщенным был мастер-класс«Психологическая подготовка к
Государственной итоговой аттестации», который провела Березина Дина Викторовна, педагог-психолог, ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга. Она познакомила участников с циклом занятий по психологической подготовке к выпускным экзаменам.
Кузьмин Георгий Сергеевич, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 323 Невского района Санкт-Петербурга и Камакина Оксана Леонидовна, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППС Кировского района, Санкт-Петербурга на мастер-классе «Playback-медиация как инструмент в работе с конфликтом в классе» познакомили участников с особенностями разрешения конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях с использованием технологий, основанных на принципах медиации.
Тимофеева Людмила Борисовна, педагог-психолог, ГБОУ школа № 131 Красносельского района (дошкольное отделение) Санкт-Петербурга и Тарасова Александра Валерьевна, педагог-психолог, ГБОУ СОШ № 277 Кировского района) Санкт-Петербурга представили на мастер-классе «Роль игры в развитии ребенка: теория и практика» опыт работы по применению проведения практик деловых игр с родителями, свободных игр с дошкольниками и проведении дидактических и развивающих игр различной направленности для учащихся начальной и средней школы.
Чиганова Галина Валерьевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 225 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в ходе проведения мастер-класса «Оздоравливающие учебные игры для детей, родителей и педагогов в условиях цифровой трансформации образования» представила авторскую систему оздоравливающих учебных игр, реализуемых в современном образовательном процессе. Система учитывает изменения в социальной ситуации развития современных детей, психологические особенности взаимодействия, на которые следует обратить внимание в решении задач обучения и развития.
По окончании конференции лучшие педагоги-психологи города были награждены грамотами и благодарностями за высокий профессионализм, активную, творческую и многолетнюю плодотворную работу в системе образования Санкт-Петербурга.