Героиня нашего интервью – старший преподаватель кафедры общественно-научного и культурологического образования СПб АППО, учитель ИЗО и черчения школы № 553 с углублённым изучением английского языка Фрунзенского района Г. А. Марина. У Галины Алексеевны большой опыт преподавания: 40 лет она обучает изобразительному искусству детей в школе, 20 лет помогает повысить свой профессиональный уровень учителям – в качестве преподавателя СПб АППО. Заслуги Галины Алексеевны в области образования были отмечены грамотой Министерства просвещения Российской Федерации. Мы поговорили о нестандартных педагогических приёмах, способах увлечь детей изобразительным искусством. Галина Алексеевна рассказала о своём творческом и профессиональном пути, о том, как педагогам достичь успехов в преподавании.
Первые шаги в профессии
– Галина Алексеевна, Вы – преподаватель с большим педагогическим опытом, выпустили много талантливых учеников, умеете заинтересовать школьников изобразительным искусством. А какой был у Вас учитель ИЗО в школе, помог ли он определиться в выборе будущей профессии?
– Я хорошо помню экспериментальную школу № 345 Невского района, в которую пришла в четвёртом классе. У нас были обсерватория, зимний сад, бассейн, актовый зал и очень красивый кабинет ИЗО – полукруглый, стеклянный, необычный… Рисованию я училась у заслуженной учительницы Ленинграда Галины Константиновны Дубовой. С нею мы не только рисовали, но и лепили из глины, обжигали наши изделия, шили пальчиковых кукол. Я занималась в театральной студии Галины Константиновны, мы показывали спектакли и в нашей школе, и в соседних…
– Это творческий педагог, способный увлечь учеников своим предметом…
– Да, наш учитель прививала любовь к рисованию, но помимо этого я очень интересовалась химией и раздумывала, куда пойти учиться после восьмого класса – в химико-технологический техникум или художественно-графическое училище №2 (тогда – единственное в России по данному направлению). Я посетила дни открытых дверей и остановилась на художественном училище, которое закончила с красным дипломом.
– Что вспоминается об учёбе в училище?
– Там была сильная методика преподавания, и я легко поступила на художественно-графический факультет в университет имени А. И. Герцена (теперь – Институт художественного образования в составе университета – прим. автора). Петербургские учителя, которые заканчивали художественно-графическое училище № 2, яркие профессионалы.
– Какая техника выполнения рисунков вам больше нравилась?
– Мне нравилось рисовать акварелью. На первом курсе у меня была своеобразная техника – я писала капельками. Преподаватель мне говорил: «Ты пишешь, как импрессионист, не утеряй технику». Он сохранял мои работы для методического фонда. Прошло лето, и моя техника была утеряна, я не могу объяснить, почему это случилось.
– Помните ли Вы свой первый педагогический опыт?
– Я проходила практику в школе № 295 Фрунзенского района у Татьяны Михайловны Кадомской, она долгое время работала в Институте усовершенствования учителей в кабинете искусств. На первом уроке мне надо было изобразить деталь в перспективе. Я показывала на доске и ошиблась: у меня получилась обратная перспектива. Опыта было мало, и мне не хватило смелости, чтобы исправить сделанное. Мне поставили тройку, я решила, что неспособная, и мне надо уходить из училища. А мама мне тогда сказала: «Это первый урок, не страшно, что ты получила за него тройку. Следующий урок будет хороший». И действительно, все следующие уроки у меня были на «отлично» (смеётся). Я всё зубрила и делала так, как надо. Тогда мне сказали: если ты ошиблась, надо стереть, извиниться и изобразить правильно.
О работе в школе
– Галина Алексеевна, в какой школе Вы начали преподавать изобразительное искусство?
– В 1983 году я пришла в школу № 443 Фрунзенского района и проработала там 14 лет – до того момента, как к учреждению присоединили детский дом. После этого я перешла в школу № 553, которая тогда только открылась. Это была школа молодёжного коллектива. 25 лет назад я работала среди молодёжи, а теперь с радостью говорю, что в школе уже работают мои ученики. У меня большая нагрузка: иной раз нальешь кофе на большой перемене после второго урока, а выпьешь его только после седьмого.
– И тем не менее, Вы успешно преподаёте уже 40 лет. Что Вам помогает работать в таком напряжённом ритме, что нравится в работе?
– Взаимодействие с детьми. Они хорошие, отзывчивые, и я нахожу общий язык со всеми. У меня визуализированный урок с обязательной демонстрацией работ художников. Я рассказываю детям об искусстве и разных стилях, заинтересовываю их, чтобы у них был стимул развиваться в изобразительном творчестве. У каждого своя техника. Есть дети-реалисты, которые всё добротно делают, а есть те, которые рисуют по-детски, но при взгляде на их работы душа радуется. Ведь и в живописи есть такой стиль – примитивизм: художники рисуют, как дети, но на их произведения хочется смотреть.
Как достичь успеха в рисовании
– Что нужно делать ребёнку, чтобы преуспеть в рисовании?
– Полезно походить на кружок. Я ходила в изостудию Дома детского творчества Невского района, раньше это был Дом пионеров, теперь Левобережный дом творчества. Мой внук ходил туда же только год, но ему этого хватило, чтобы стать звездой в классе. У него появилось желание рисовать, и он не боится больших форматов. В изостудиях детей учат рисовать широкими кистями, они используют нестандартные приёмы – работают губками, пластиковыми карточками. Есть приёмы, которые очень мотивируют школьников к рисованию, например, монотипия. Говорят, это техника для ленивых, но детям так нравится в отпечатках от красок находить образы и дорабатывать их! Есть маркеры разных оттенков, которые могут проводить и тонкие, и толстые линии, дети тоже любят ими работать. Приятно, что многие родители не скупятся на хорошие материалы, потому что их наличие – это 90 % успеха. Есть разница – 6 цветов в палитре красок или 24. Нужно быть Ван Гогом, чтобы написать живописное произведение из шести цветов, один из которых – чёрный (смеется).
– Как родителям увлечь ребёнка рисованием? С какого возраста надо начинать?
– Всё индивидуально, но чем раньше, тем лучше. Можно начинать с пальчиковых красок. Одеть фартук, застелить стол клеёнкой, если родители боятся, что ребёнок запачкается. Ведь когда есть барьер, у ребёнка отбивается охота, о творчестве речь не идёт.
– Есть пособия, где нужно дорисовывать…
– Это тоже неплохой вариант. Ещё можно раскрашивать по цветам – у детей при этом формируется выдержка, что тоже полезно для творчества. Ребёнок, который хочет научиться рисовать, не должен бояться красок, техник, инструментов. Нужно смело идти вперед.
О работе в СПб АППО
– Галина Алексеевна, поговорим о работе в Академии.
– В Академии я и мои коллеги ведём курсы повышения квалификации по разным направлениям: изобразительное искусство, дизайн, декоративно-прикладное искусство, синтетические искусства и черчение. Сейчас, например, учебная программа седьмого класса включает «Дизайн и архитектуру в жизни человека», программа восьмого класса – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении и в фотографии». Это сложные темы, учителя не знали, как их преподнести детям, чтобы получить творческий результат.
– Как вы им помогли достичь успеха в этом?
– Мы начинали с проведения индивидуальных консультаций, мастер-классов, семинаров по отдельным темам. Потом мы сделали отдельный курс, который проводим уже 5 лет. Наши слушатели посещают театры, студии, выставочные залы; создают кукол, костюмы, инсталляции и многое другое. Мы сотрудничаем с дизайн-студией Аничкового дворца, Художественно-промышленной академией имени Штиглица, Домом творчества «Измайловский». На базе Академии есть выставочное пространство, где мы с удовольствием выставляем работы слушателей. Для педагогов проводятся мастер-классы с приглашением мастеров-художников, дизайнеров.
– Используете ли вы необычные материалы на курсах?
– Да, к примеру, у нас учителя работают пером и тушью. Чтобы тушь не растекалась по дереву, мы его грунтуем, рассказываем слушателям о процессе. Эта техника только кажется новой, на самом деле всё новое – это хорошо забытое старое. Изначально пером и тушью в Архангельской губернии творили староверы.
– Как полученные знания учителя могут применить на практике?
– Одна учительница ввела в учебный процесс палочки и тушь. Она разобрала старый веник, прутики подрезала под углом и получила палочки, которыми дети рисуют с удовольствием!
Советы начинающему педагогу
– Галина Алексеевна, какой совет Вы дали бы начинающему педагогу изобразительного искусства?
– Самое важное – почувствовать свою нужность, проявить себя. Надо войти в педагогический коллектив района, участвовать в городских семинарах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства. Например, каждый год в Академии мы проводим педагогический конкурс «От мастерства учителя к мастерству ученика». Глядя на творчество участников, мы понимаем, что у талантливых учителей и ученики способные.
– Петербург можно назвать музеем под открытым небом. Сам город помогает преподавать такой творческий предмет, как изобразительное искусство.
– Безусловно, и педагогам надо этим пользоваться – взаимодействовать с музеями, выставочными комплексами. Если не получается выезжать, то можно в рамках внеурочной деятельности советовать родителям посещение интересных мест. Например, рекомендовать выставку, а потом обсудить её вместе с детьми. Надо, чтобы школьник Петербурга был достоин нашего города.
О вдохновении, секрете успеха и увлечениях
– Галина Алексеевна, что Вас вдохновляет?
– Вдохновение зависит от окружения. Я давно работаю в школе, и мы с коллегами дорожим друг другом. В Академии я работаю с людьми, с которыми познакомилась ещё в училище. С Ларисой Павловной Бакшиновой мы знакомы 50 лет! Как тут не вдохновиться? (смеётся). Мы на одной волне: участвуем в выставках, организуем выставки с детьми.
– Я читала, что Вы любите ухаживать за своим садом.
– Да, у меня большое приусадебное хозяйство. Огород, 10 яблонь, клубника, цветы. И сначала мы боремся за урожай, а потом боремся с урожаем, чтобы его обработать (смеётся). За сезон я могу сварить литров 200 повидла. У нас все овощи до нового урожая сохраняются. Мы делаем альпийские горки, компонуем цветы по высоте. На участке много садовой скульптуры, а грядки окружены маленькими заборчиками.
– И напоследок – как Вы думаете, в чём секрет успеха?
– Самое главное – правильно выбрать профессию. Не все после окончания факультета изобразительного искусства планируют работать в школе. Некоторые выпускники мечтают только о карьере художника, но ведь художник-педагог и педагог-художник – это грани одного мастерства. Каждый учитель, который работает в школе, может быть художником, но не каждый художник может быть педагогом. Есть примеры, когда учителями в школе работают выпускники Академии имени Штиглица, и им нравится эта профессия. Можно заниматься искусствоведением, писать картины и в то же время учить детей. Это дорогого стоит, потому что у педагога будут последователи, а это очень важно.
Беседовала Ольга Василенко