СПб АППО

«Грачевские чтения» – 2024

В СПб АППО прошли XXXII региональные педагогические чтения учителей-словесников, посвященные памяти И. С. Грачевой, известного петербургского филолога 70-90-х годов прошлого столетия.

2024 год стал юбилейным для двух великих поэтов: в этом году мы отмечаем 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина и 210 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова. «Грачевские чтения» традиционно приурочены к важным датам истории отечественной литературы и культуры, поэтому в этом году они получили название «А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов в истории русской литературы.

За более чем тридцатилетнюю историю «Грачевские чтения» проходили в разном формате, постепенно став площадкой для обсуждения дискуссионных проблем методологии литературного образования. Программа чтений этого года была направлена на освещение сложных проблем влияния А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова на русскую литературу и трудностей, которые возникают с интерпретацией произведений двух гениев, которые все дальше «уходят» от современных школьников и педагогов.

В чтениях приняли участие ведущие научные сотрудники кафедры филологического образования СПб АППО, доценты М. Б. Багге и С. В. Федоров. Каждый год программу мероприятия украшает выступление наиболее известных и авторитетных петербургских литературоведов, в этом году гостем Академии стала доцент кафедры истории русской литературы РГПУ имени А. И. Герцена С. О. Шведова.

Чтения открылись с просмотра видеофильма «Памяти учителя» и слова Сергея Федорова, ученика Ираиды Серафимовны Грачевой.

Мария Багге выступила с докладом «”Заурядный” человек в русской литературе: Петруша Гринев, Максим Макимович и другие». Докладчик проследила эволюцию образа положительного героя, встроенного в жизнь страны, хранителя родовых и христианских традиций, каким его изобразили А. С.  Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Мария Борисовна подчеркнула, что «заурядность» в данном случае показатель высоконравственного качества среднего человека, также она коснулась вопросов методики концептуализации образа героя на уроках литературы.

Доклад Светланы Олеговны Шведовой – «Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”: читательская рецепция и проблема контекста» – был посвящен сложности интерпретации образа Печорина и неоднозначности его трактовок в истории отечественного литературоведения, а также необходимости учитывать жанровые и стилистические особенности романа при выстраивании читательской интерпретации. В докладе Светлана Олеговна заострила проблему недопустимости априорных стереотипов в трактовке художественного образа.

Завершал чтения доклад С. В. Федорова «Поэма А. С. Пушкина “Медный всадник” и ее интерпретация в лирике поэтов ленинградского андеграунда». В первой части Сергей Владимирович предложил оригинальную трактовку поэмы и, в частности, главного героя «петербургской повести» «бедного Евгения», который в его интерпретации наделяется автором чертами юродивого, что меняет статус его бунта от бунта отчаяния к бунту-обличению. Во второй части докладчик пунктирно наметил логику трансформации «петербургского текста» в лирике Леонида Аронзона, Александра Миронова, Бориса Ванталова (Аксельрода), Льва Лосева и познакомил петербургских словесников с феноменом школы «поэтов Малой Садовой».

 
Прокрутить вверх
Перейти к содержимому