СПб АППО

Грачёвские чтения-2023

10 марта 2023 года в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования состоялась традиционная ежегодная встреча учителей русского языка и литературы. С 1993 года кафедрой филологического образования СПб АППО проводятся педагогические чтения памяти Ираиды Серафимовны Грачёвой, выдающегося учителя, методиста кабинета литературы Ленинградского института усовершенствования учителей (название Академии с 1938-го по 1992-й год).

2023 год – год двухсотлетия Александра Николаевича Островского – не только выдающегося русского драматурга, но и человека, который создал русский национальный театр, во многом определил новаторские черты русской драматургии, в его творчестве можно уловить черты будущих пьес А.П. Чехова, А.М Горького. 48 оригинальных пьес, около сорока переводов созданы А.Н. Островским – это полноценный репертуар не одного театра, около пятисот действующих лиц всех сословий России. Островский в школе – острая тема методики преподавания литературы. Традиционно в школе изучают драму «Гроза» – пьесу, которая на подмостках современных театров получила неординарные и спорные интерпретации. И это только заостряет вопрос, как преподавать сегодня в школе пьесы Островского.

Со словом о любимом учителе – И.С. Грачёвой – выступил доцент кафедры филологического образования СПб АППО Сергей Владимирович Фёдоров. Основой его выступления была мысль о роли учителя в зарождении в учениках любви к литературе, желании познавать ее, интереса к мысли писателя. Небольшой фильм об Ираиде Серафимовне позволил новому поколению учителей представить её облик.

Доклады, с которыми выступили преподаватели кафедры филологического образования СПб АППО, были посвящены творчеству великого драматурга и методике преподавания драматургических произведений. М.Б. Багге, доцент кафедры, выступила с докладом «”Вы белый лебедь в чёрной стае” – женские образы А.Н. Островского». Мария Борисовна подчеркнула одну из особенностей творчества драматурга – в качестве главного героя он вывел на сцену женский образ, и его героини вошли в собрание женских образов, прославивших русскую литературу – сильных и нежных, жертвенных и любящих, глубоко чувствующих и нравственных.  

Доклад доцента кафедры Ю.В. Малковой был посвящён приёмам театрализации в средней и старшей школе. Театрализация является сильным стимулом повышения интереса школьников к предмету и методом постижения сути литературного образа. Не всегда удаётся поставить полноценный спектакль в школе, но и на уроке можно применить приёмы театральной игры – это сделает занятие познавательным и интересным.

Доклад доцента С.В. Федорова «Про-чтение или мимо-чтение. Приёмы работы со сценическими интерпретациями пьесы А.Н. Островского “Гроза”». Доклад был посвящён актуальной проблеме – использованию современными режиссёрами смелых и не всегда оправданных приёмов. С.В. Фёдоров познакомил участников с интерпретацией «Грозы» в постановке Нины Чусовой, в аудитории возник разговор о подходах к современному прочтению классики, которые ведут к обогащению понимания или опошлению смысла произведения.

Доклад С.С. Лебедевой был посвящён методике работы с драматургическим произведением в школе. На примере изучения комедии «Ревизор» спикер показала приёмы работы с драматическим произведением в школе. «”Ревизор”: начнем с конца. Как на первом уроке по комедии актуализировать смыслы и перейти на язык драмы?» – так назывался доклад, в котором были показаны приёмы работы с композицией произведения, ремарками автора.

 
Прокрутить вверх
Перейти к содержимому