СПб АППО

К 105-летию со дня рождения Василия Сухомлинского

105 лет назад родился советский педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970).  Педагогическая система Василия Александровича была основана на признании личности ребёнка высшей ценностью. На этом принципе строилась система преподавания в Павлышской средней школе, директором которой педагог-новатор стал в 1948 году и бессменно руководил до конца жизни.

Ещё одним немаловажным принципом педагогической системы Сухомлинского была радость познания. Василий Александрович хотел, «чтобы все воспитанники были влюблены в науку, в школу, чтобы книга, интеллектуальные богатства стали главной страстью и главным интересом человека, сидящего за партой». Неслучайно в Павлышской школе работало около восьмидесяти кружков и объединений, которые вели учителя – чтобы каждый ребёнок мог выбрать дело по душе.

Велико творческое и педагогическое наследие В. А. Сухомлинского: он подготовил более 40 монографий, написал свыше 600 статей и около 1200 рассказов и сказок. Одни из самых значительных произведений: книги «Сердце отдаю детям», «100 советов учителю», «Как воспитать настоящего человека», «Родительская педагогика» и др.

Цитаты:

«В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка».

«Интерес к знаниям немыслим без постоянного чтения литературы. Не дополнительные занятия, не бесконечное “подтягивание”, а чтение, чтение и еще раз чтение – вот что играет решающую роль в умственном труде тех, кому трудно учиться. Благодаря чтению развивается его интеллект. Чем больше “трудный” ученик читает, тем яснее становится его мысль, тем активнее его умственные силы».

«Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника. Недоброжелательность – опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах».

«Подготовка к каждому уроку длится всю жизнь! В чем же заключается эта подготовка? Это – чтение. Повседневная, на всю жизнь дружба с книгой. Надо, чтобы в море ваших познаний учебник был лишь каплей».

«В школе должна быть прежде всего высокая речевая культура, должна царить атмосфера большой чуткости к слову: сказанное или написанное неправильно должно звучать не только для учителя, но и для школьника таким же диссонансом, как фальшивая нота для человека, обладающего высоким музыкальным слухом. Следует посоветовать учителю начальных классов: воспитывайте у детей чуткость к эмоциональной окраске слова. Добивайтесь, чтобы слово звучало для ученика, как музыка! Образно говоря, ученик должен быть музыкантом слова, дорожить его правильностью, чистотой, красотой. Ведите детей в природу, показывайте им тончайшие оттенки цветов, звуков, движений, раскрывайте перед ними человеческий труд как творчество, и пусть все это отражается в слове, в оттенках речи».

«Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, – настоящий человек. Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица. Они чувствуют и распознают фальшь, ненавидят притворство».

Фото: Правмир

 
Прокрутить вверх
Перейти к содержимому