В конце июня в СПб АППО состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Методическая среда преподавателя иностранного языка: классика и современность». Мероприятие прошло в рамках Года педагога и наставника. В конференции приняли участие более 150 специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других городов России. К работе секционных заседаний подключились коллеги из Италии и Греции.
Участники обсудили инновационные решения в процессе обучения иностранному языку и актуальные вопросы, связанные с системой подготовки учителей и преподавателей иностранных языков в России.
Исполняющий обязанности ректора СПб АППО Андрей Богданцев на пленарном заседании подчеркнул важность и своевременность проведения конференции, сказал о необходимости поддержки инициатив в области совершенствования преподавания иностранных языков.
Значимость стратегий лингвосамообразования учителей иностранного языка в системе повышения квалификации была особо подчеркнута в выступлении заместителя начальника отдела развития педагогического образования и науки Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения Российской Федерации Анастасии Кирилловой.
Коллеги из разных регионов России познакомили участников с результатами исследований, касающихся соблюдения правил информационной безопасности в обучении иностранному языку, развития функциональной грамотности учащихся, формирования навыков письменной речи. Были рассмотрены особенности разработки учебных материалов по языкам для специальных целей. Поговорили об использовании мультфильмов на уроке, применении нейросетей в обучении английскому языку.
Заведующая кафедрой иноязычного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Надежда Буланкина раскрыла проблему формирования готовности выпускников дополнительных профессиональных программ к проектированию безопасной коммуникативной среды. Эксперт Московского центра качества образования, председатель Региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов» Екатерина Морозова рассказала о модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности обучающихся. Ведущий методист Издательства «Просвещение» Светлана Сидоренко выступила с докладом «Функциональная грамотность учителя иностранных языков – ответ на вызовы современной системы образования». Заведующая кафедрой иностранных языков СПб АППО Светлана Суворова осветила деятельность кафедры в аспекте обеспечения качества подготовки и повышения квалификации учителей.
Исследователи из Санкт-Петербурга познакомили участников с новыми вызовами, касающимися профессиональной деятельности учителя иностранного языка, инновационными методами и приемами организации и проведения урока: использованием мультимедийных проектов и кластерных технологий для адаптации всеобщих знаний к определенным учебным и воспитательным задачам, системой наставничества в школе как способом формирования профессионально-методической компетенции молодого специалиста и так далее. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (иностранные языки) школы № 119 Калининского района Санкт-Петербурга Александра Смирнова рассказала о деятельности региональной стажировочной площадки «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе с использованием обучающей среды “Цифровая лаборатория лингвистических исследований (Digital LinguaLab)” как средство развития исследовательских умений школьников». Площадка функционирует под руководством кафедры иностранных языков СПб АППО.
Интересными методическими находками стали приемы формирования социокультурной компетенции в обучении китайскому языку, цифровой менеджмент урока иностранного языка и его познавательный, вовлекающий контент, формат смешанного обучения, интерактивные методы обучения, участие учителя и школьников в научно-практических конференциях как способ формирования и развития исследовательских умений.
Конференция продолжилась в рамках секционных заседаний, в которых приняли участие консультанты по вопросам образования Трайси Синклер из Италии и Тери Лемонис из Греции.
Подводя итоги конференции, заведующий кафедрой иностранных языков Светлана Суворова отметила, что консолидация научных и практических изысканий в сфере развития современной системы подготовки учителей иностранных языков, совершенствования их профессиональной культуры, а также поиска инновационных решений в проектировании и проведении уроков очень актуальна в настоящее время.