27 октября 2021 года в СПб АППО в дистанционном режиме состоялась городская научно-практическая конференция «Оценка качества школьного биологического образования учащихся основной школы».
В мероприятии приняли участие более 90 человек – методисты и учителя биологии из разных районов Санкт-Петербурга.
В рамках конференции участникам были представлены следующие доклады:
- «Результаты контрольной работы в 9 классе по биологии в 2020-2021 учебном году» (выступающий – Елена Левашко, кандидат биологических наук, доцент кафедры естественно-научного образования СПб АППО). В докладе рассмотрены вопросы процедуры итогового контроля по биологии в 9 классе в 2021 году, проведён анализ выполнения заданий контрольной работы в формате ОГЭ, даны методические рекомендации по подготовке к выполнению заданий. Учителя проинформированы о сохранении в 2022 году структуры и содержания КИМ ОГЭ;
- «Результаты выполнения заданий ВПР СПО как показатель освоения учащимися программы по биологии за основную школу» (докладчик – Галина Павлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научного образования СПб АППО). Доклад посвящён анализу выполнения заданий различных видов внешнего контроля достижения образовательных результатов по биологии. Проанализированы типичные ошибки, допущенные участниками ВПР;
- «Выполнение заданий ВПР по биологии учащимися основной и средней школы» (докладчик – Марина Щигорева, учитель биологии школы №411 «Гармония» Петродворцового района Санкт-Петербурга). В докладе раскрыты причины неуспешности выполнения ряда заданий; приведены методические приёмы разведения близких биологических понятий в соответствии с контекстом заданий.
Следующие четыре доклада посвящены отдельным аспектам развития системы внешнего контроля достижения образовательных результатов по биологии в основной школе. Рассмотрены примеры типов заданий, проверяющих формирование функциональной грамотности и наиболее сложных содержательных разделов курса биологии. Подобран большой иллюстративный и тренировочный материал:
- «Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО» (докладчик – Светлана Фёдорова, преподаватель кафедры естественно-научного образования СПб АППО);
- «Работа с биологическими рисунками при подготовке к выполнению заданий текущего и итогового контроля» (докладчик – Елена Кушнир, учитель биологии школы №297 Пушкинского района Санкт-Петербурга);
- «Возможности индивидуального проекта в системе подготовки к ОГЭ» (докладчик – Светлана Рысова, учитель биологии гимназии №114 Выборгского района Санкт-Петербурга);
- «Подготовка к выполнению заданий по теме “Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности”» (докладчик – Татьяна Новикова, учитель биологии высшей категории, методист по опытно-экспериментальной работе школы №71 Калининского района Санкт-Петербурга).
Наиболее активно участниками обсуждались вопросы:
- сходства и различий внешних форм контроля достижения образовательных результатов обучения биологии в основной школе;
- ОГЭ и ВПР в единой системе оценки качества образования;
- тенденций развития форм контроля и их взаимосвязи с векторами урочной и внеурочной работы по биологии: формирование и оценка функциональной грамотности, развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся.
В связи с этим участники семинара предложили регулярно проводить знакомство с тенденциями развития форм контроля и обмен накопленным опытом подготовки учащихся основной школы к формам внешнего контроля результатов обучения биологии на уроках.
