19 февраля 2021 года в СПб АППО состоялся городской научно-практический семинар «Воспитание петербуржца XXI века: от стратегии изучения города к стратегии освоения культурного кода Санкт-Петербурга». Мероприятие был организовано рядом образовательных организаций, работающих в рамках социального партнёрства: кафедрой культурологического образования СПб АППО, школой №128 и школой №136 Калининского района Санкт-Петербурга. В работе семинара приняли участие воспитатели детских садов, учителя и педагоги дополнительного образования.
В центре внимания участников оказались проблемы воспитания локальной (региональной) идентичности обучающихся различного возраста. Главная педагогическая идея семинара была отражена в его названии: для того, чтобы помочь детям осознать свою сопричастность к сообществу петербуржцев, необходимо переориентировать воспитательный процесс, перенеся главные содержательные акценты с изучения фактов из истории города на освоение культурного кода Петербурга – тех уникальных явлений и процессов, которые влияют на менталитет, характер и привычки местных жителей.
Семинар имел практико-ориентированный характер. Открыла мероприятие кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологического образования СПб АППО Наталия Шейко. Наталия Геннадьевна обратила внимание собравшихся на существующие в педагогической среде стереотипы, касающиеся организации процесса воспитания у обучающихся локальной идентичности. Далее участникам были предложены мастер-классы в формате «открытых образовательных событий», которые были проведены педагогами школ №128 и №136 Калининского района. В связи с ограничениями по COVID-19, классные часы, занятия по внеурочной деятельности и уроки, имеющие «петербургский контент», были просмотрены участниками семинара в видеозаписи, а общение с авторами мастер-классов состоялось в формате видеоконференции на платформе Zoom. В ходе дискуссии были определены методические основы организации процесса педагогического сопровождения становления у детей локальной идентичности.
Детализировать общие методические положения помогли секционные заседания, на которых участники семинара представили частный педагогический опыт. Первая секция объединила выступления, раскрывающие подходы и принципы построения целостной системы воспитания у обучающихся чувства «я – петербуржец». В докладах, прозвучавших в рамках второй секции, описывались наиболее эффективные воспитательные технологии, методы и приёмы, позволяющие дошкольникам и школьникам расширить свои представления об образе «петербуржца» и поразмышлять о своём отношении к данной социальной группе.
Участники высоко оценили научную и практическую значимость семинара. Было высказано предложение о необходимости включения данного мероприятия в ежегодный план методической работы в связи с необходимостью реализации Концепции воспитания юных петербуржцев «Петербургские перспективы» на 2020-2025 годы.
