24 марта 2021 года в рамках Петербургского международного образовательного форума в лицее №126 Калининского района вела работу интерактивная дискуссионная площадка «Актуальные проблемы психологической поддержки цифрового поколения: горизонты нового дня». В мероприятии приняли участие педагоги-психологи, методисты районов Санкт-Петербурга, педагоги, учёные СПб АППО, СПбГУ, а также представители отдела образования администрации Калининского района.
Участников площадки приветствовали: главный специалист отдела образования администрации Калининского района Ольга Петухова; заведующий кафедрой психологии СПб АППО, доктор психологических наук Сергей Шингаев; директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района Ольга Баранова.
Работа площадки была организована как сеть дискуссионных пространств, каждое из которых последовательно открывало новые аспекты организации психологической поддержки детей и взрослых в условиях цифровой образовательной среды. Так, на секции «Цифровое поколение в школе: особенности образовательного процесса в современных реалиях» участники обсуждали проблему психолого-педагогической поддержки педагогических коллективов. Ведущие секции – директор лицея №126 Калининского района Павел Розов и заместитель директора, педагог-психолог Ольга Дуброва – представили опыт лицея по реорганизации образовательного процесса, осуществляемой в условиях цифровой трансформации образования. Наибольший интерес участников вызвали возможности цифровой образовательной среды лицея: платформа интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса «Корпоративная социальная сеть успешных людей». Гости секции отметили, что для реализации задач психологической поддержки будут полезны инструменты для общения и обсуждения, планировщик задач и стратегия геймификации процесса оценки образовательных достижений.
Ведущие второй секции – педагоги-психологи Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района – предложили участникам включиться в интерактивное исследование «Время и пространство жизни человека цифровой эпохи». В ходе решения кейсов и обсуждения полученных результатов были выявлены новые возможности и риски цифровой среды, влияющие на психологическое развитие современных детей. Среди позитивных феноменов в этом аспекте были отмечены разнообразие инструментов работы с информацией разного рода. Среди негативных тенденций возрасто-нормативного развития особое беспокойство вызвали невозможность сепарации в подростковой среде, инверсия инструментов обеспечения безопасности в инструменты контроля, разрушение субкультурных механизмов взросления.
В заключительной части работы площадки был представлены ключевые доклады, отражающие актуальные проблемы развития личности ребёнка в цифровую эпоху. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии СПб АППО Алла Думчева познакомила участников с современными отечественными и зарубежными исследованиями по вопросу влияния цифровой образовательной среды на различные аспекты личностного развития современных учащихся. Кандидат психологических наук, научный руководитель Центра «Диагностика и развитие способностей» Людмила Ясюкова затронула проблему построения образовательных программ обучения и раннего развития детей цифрового поколения.
Видеозапись интервью с Людмилой Ясюковой
Презентация «Цифровое поколение в реальной школе»
Организаторы мероприятия: кафедра психологии СПб АППО, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района, ГБОУ лицей №126 Калининского района.