Перейти к содержимому

СПб АППО

ПМОФ-2022. Цифровая образовательная среда будущего

22 марта в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП) Калининского района состоялся семинар «Образование, воспитание, развитие в цифровой среде: прогностические модели будущего».

Участников площадки приветствовали: директор ЦППМСП Калининского района Ольга Баранова и начальник сектора организационно-методической работы отдела образования администрации Калининского района Санкт-Петербурга Юлия Мезенцева.

Сергей Шингаев, заведующий кафедрой психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доктор психологических наук, отметил высокую актуальность темы семинара, её междисциплинарный характер и наличие ряда проблем, требующих консолидированного участия разных специалистов. Среди таких проблем участники назвали различия способов навигации детей и взрослых в мире информации; сжатие информации; формирование цифровой образовательной среды.

Модератор площадки Алла Думчева, доцент кафедры психологии СПб АППО, обратила внимание на то, что культуру ответственного поведения взрослого человека сегодня составляет его способность формировать прогностические модели будущего. Быстро меняющееся настоящее всё чаще призывает к тому, чтобы люди занимали проактивную позицию. Современное пространство воспитания в этом ключе является благодатной почвой: взаимодействуя с детьми, которым в скором времени предстоит решать проблемы грядущего дня, педагоги сегодня могут передать им конструктивные стратегии жизни. Для этого самим педагогам важно оценить проблемное поле и описать альтернативные возможности оптимистического будущего.

Для реализации данной задачи участникам площадки был предложен формат Творческой лаборатории. Объектом исследования была заявлена цифровая образовательная среда будущего. Разделившись на небольшие команды, коллеги последовательно погрузились в исследование некоторых аспектов цифровой образовательной среды, ориентированной на человека и сохранение «человеческого в человеке».

В Лаборатории №1 участники рассуждали о том, «какие зёрна стоит посадить в почву современного образования, чтобы вырастить жизнеспособного человека». В Лаборатории №2 коллеги, отвечая на вопрос «Какой альтернативный контент важно предложить в цифровой образовательной среде?», собирали «Шведский стол» из форм работы. В задачу Лаборатории №3 входило выявить компетенции педагога XXI века.

Взгляд взрослых во многом совпал с представлениями учащихся.

Владимир Кравцовучитель информатики и ИКТ (школа №156 Калининского района), представил результаты внутришкольного исследования учащихся 7-11 классов относительно их представлений о жизни школы в цифровой среде. Ученики позитивно оценивают перспективы развития цифровизации школы. Подросткам важно, чтобы школьная цифровая среда была интерактивна, интегрирована со школьными традициями, имела множество вариантов решения поисковых запросов. Наибольшую значимость для учеников составляет контент, актуальный в повседневной школьной жизни, навигация в решении школьных задач, позитивная обратная связь. Школьники видят реализацию этих и других запросов через встраивание в цифровую образовательную среду телеграм-канала, создание групп в социальных сетях, введение информационных киосков, чат-ботов, новостных лент о буднях школьной жизни и так далее.

Презентация

Важный аспект, связанный с проблемами информационной безопасности, раскрыла Майя Загладина, кандидат исторических наук, руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства «Русское слово»; член научного совета по проблемам воспитания РАО. Майя Тимофеевна раскрыла возможности проектирования и продвижения позитивного медиаконтента в цифровой образовательной среде, рассказала об особенностях развития новых компетенций в сфере кибербезопасности.

Презентация

Оживлённая дискуссия закончилась итоговым решением, которое участники сформировали в облако тегов. Решение отражает ответ на вопрос: «Что такое цифровая образовательная среда, ориентированная на человека?». Ведущими её характеристиками стали: открытость новому, безопасность, креативность, совместность, интерес, помощь.

Работа площадки была организована сотрудниками кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, специалистами ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района, педагогами ГБОУ СОШ №156 Калининского района Санкт-Петербурга.

Презентация «Творческая лаборатория “Образование, воспитание, развитие в цифровой среде: прогностические модели будущего”».

 
Прокрутить вверх