27 марта в школе № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга кафедра специальной (коррекционной) педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования провела Всероссийскую научно-практическую конференцию «Я в мир удивительный этот пришёл…». Мероприятие состоялось в рамках Петербургского международного образовательного форума. К конференции присоединились более 200 участников из Москвы, Волгограда, Нижнего Тагила и Санкт-Петербурга.
Спикеры рассказали о современных исследованиях в области специальной педагогики и специальной психологии, лучших практиках образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО Наталья Яковлева обозначила стратегические направления деятельности в системе специального образования в Санкт-Петербурге.
В выступлении профессора кафедры логопедии Московского городского педагогического университета Людмилы Баряевой была подчёркнута актуальность и важность педагогического наследия Константина Ушинского, поскольку его теории и методы обучения встречаются в работах современных педагогов, а идеи воспитания «остаются золотым стандартом для педагогической практики».
В современном педагогическом мире важность ранней диагностики и комплексной помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья не может быть переоценена. «Ранняя диагностика и комплексная помощь для детей с ОВЗ могут помочь предотвратить или сократить риск возможных проблем, дать возможность ребёнку лучше адаптироваться и полноценно участвовать в жизни общества», – отметила Оксана Приходько, профессор, Заслуженный работник Высшей школы, действительный член Академии медико-технических наук.
В рамках конференции также шла речь о современных научных представлениях о синдроме дефицита внимания и интерактивности, о реализации инклюзивного образования в цифровой образовательной среде.
Проректор Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета Светлана Алехина поделилась опытом развития инклюзивного образования и отметила важность тесной взаимосвязи оценки и проектирования инклюзивной образовательной среды школы, направленной на разработку конкретных мероприятий и действий, которые помогут создать благоприятную образовательную среду для всех учащихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Отдельное внимание было уделено обсуждению вопросов технологии сопровождения образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми и множественными нарушениями развития. Опытом сопровождения и обучения детей поделились учителя-дефектологи и учителя-логопеды из образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
За круглым столом коллеги обсудили вопрос наставничества как эффективного способа повышения качества образования в образовательной организации за счёт улучшения профессиональных навыков и знаний педагогических работников. Были обозначены преимущества наставничества для образовательной организации: снижение потерь квалифицированных кадров, повышение уровня профессиональных навыков и знаний, улучшение качества образования, повышение эффективности работы всей образовательной организации, создание общей культуры и единого подхода к обучению.
Участники секций выделили ряд технологий, методов и приёмов, в том числе и цифровых, способствующих формированию навыков смыслового чтения и развитию коммуникативных умений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Значительное внимание было уделено вопросу адаптации информационных технологий к работе с детьми с ОВЗ. Был представлен опыт дошкольных образовательных организаций, внедряющих в образовательный процесс инновационные информационные технологии: робототехнику, полимодальные игры, интерактивно-обучающие пособия с технологией дополненной реальности и другие технические решения, способствующие развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ, их вовлечению в научно-техническое творчество.
Конференция стала площадкой обсуждения актуальных вопросов образования, комплексного сопровождения, абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и позволила определить перспективные направления дальнейшего развития специального образования, в том числе в условиях инклюзии.