26-27 марта в рамках XIV Петербургского международного образовательного форума вела работу XX Всероссийская научно-практическая конференция «Гимназия сегодня». К мероприятию присоединились педагоги Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Пермского края, Чувашской Республики, Тверской области и других регионов России.
Пленарное заседание состоялось во Второй Санкт-Петербургской гимназии, участники обсудили вопросы управления современной школой. Елена Казакова, член-корреспондент РАО, директор Института педагогики СПбГУ, так охарактеризовала миссию гимназического образования: «Ведущая задача современной гимназии – усиление человеческого в человеке».
В ходе мастер-классов и выступлений были продемонстрированы эффективные технологии организации педагогического наставничества, воспитательный и ценностно образующий потенциал гуманитарных дисциплин, инновационные формы организации проектной деятельности учащихся, а также успешные технологии и приемы работы, направленные на формирование функциональной грамотности.
Участники конференции обменялись гимназическими практиками, направленными на формирование разносторонней современной личности учащегося.
Дальнейшее обсуждение продолжилось в рамках секционных заседаний. В гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга была проведена секция «Конвергентный подход в естественно-научном образовании в гимназии: старт в будущую профессию». Участники обсудили особенности предпрофильного обучения на уровне основного общего образования и профильного обучения на уровне среднего общего образования, включая направление «Курчатовский класс». Первый проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного университета Марина Лаврикова отметила, что профориентационная работа – одна из ключевых форм взаимодействия систем общего и высшего образования.
В гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга состоялась секция «Иностранный язык в школе, гимназии, лицее: аспекты обновления содержания и технологий обучения». Работа площадки была посвящена анализу проблем преподавания иностранного языка в условиях обновления содержания и технологий школьного лингвистического образования, поиску методических решений в области выбора эффективных моделей организации учебной деятельности, определению педагогического инструментария, позволяющего достичь требований ФГОС к результатам школьного образования по предмету. «Внимание к аксиологическому аспекту общего образования, формирующему мировоззрение молодого поколения, должно быть усилено. Предмет “Иностранный язык”, как любой гуманитарный предмет, несет в себе воспитательный потенциал, реализуемый через социокультурное содержание курса, отбираемые ситуации общения», – сказала Марина Переверткина, доцент кафедры методики обучения иностранным языкам РГПУ имени А. И. Герцена.
В гимназии № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга имени П. И. Федулова была проведена секция «Система дополнительного образования в контексте идей современной педагогики». Участники обменялись опытом реализации задач стратегических направлений развития системы дополнительного образования в контексте идей современных образовательных стандартов. В работе принял участие 41 спикер из 23 учебных заведений Петербурга и других городов России.
На базе гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга состоялась секция «Медиапространство образовательного учреждения как ресурс формирования и развития ключевых компетенций участников образовательного процесса». Представители ЧОУ «Газпром школа Санкт-Петербург» поделились опытом использования возможностей медиапространства образовательного учреждения как инструмента формирования и развития ключевых компетенций обучающегося и педагога. Участники обсудили новые практики и инструменты создания единого образовательного медиапространства в образовательном учреждении, актуальные проблемы развития медиаобразования, обменялись опытом использования различных медиаресурсов в урочной, внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 446 Иван Долгобородов сказал: «Создание медиацентра в школе – один из ключевых показателей готовности образовательного учреждения к реализации проекта “Школа Минпросвещения России”».
В гимназии № 148 имени Сервантеса Калининского района Санкт-Петербурга состоялась секция «Парадигма гуманитарного образования в современной школе: возможности и перспективы». Профессор кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО Наталья Свирина в своём выступлении выделила составляющие парадигмы гуманитарного образования в современной школе: школьные знания, отношение к ученику, искусство обучения, учитель. Заведующий кафедрой философии образования СПб АППО Александр Говорунов подчеркнул роль мировоззрения как «защитного экрана» ограждающего человека от негативного воздействия современной цифровой среды. Участники обсудили вопросы использования информационных технологий в изучении гуманитарных дисциплин; роль сетевого общения как средства коммуникации и обучения в рамках учебно-воспитательного процесса; роль междисциплинарных подходов в гуманитарном образовании. Состоялся разговор о возможностях использования потенциала музеев в реализации образовательных программ. Был представлен опыт работы по вопросам формирования читательской среды.
Организаторы конференции: Комитет по образованию, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского, Вторая Санкт-Петербургская Гимназия, Профессионально-общественное объединение «Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга», ИМЦ Пушкинского района, гимназия № 406 Пушкинского района, гимназия № 49 Приморского района Санкт-Петербурга, гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга имени П. И. Федулова, гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга, гимназия № 148 имени Сервантеса Калининского района Санкт-Петербурга.