26 марта в рамках Петербургского международного образовательного форума – 2024 состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Лучшие образовательные практики формирования функциональной грамотности».
В конференции приняли участие более 270 сотрудников сферы образования из Республики Беларусь и 17 субъектов Российской Федерации: Алтайского края, Белгородской области, Вологодской области, Волгоградской области, Иркутской области, Краснодарского края, Ленинградской области, Москвы, Московской области, Новосибирской области, Пензенской области, Республики Саха (Якутия), Республики Коми, Санкт-Петербурга, Свердловской области, Тверской области, Ярославской области.
Пленарная часть конференции была посвящена обсуждению концептуально-методологических установок учителя в области формирования функциональной грамотности и перспективных направлений формирования функциональной грамотности.
Яковлева Светлана Геннадьевна, к.п.н., доцент, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования ИСРО, международный эксперт по креативному мышлению, руководитель проекта «Дошкольное образование» Издательского дома «Методист», Москва, отметила: «Перспективные направления формирования функциональной грамотности связаны не только с принятием педагогом этой задачи, а с принятием и осознанием каждым учащимся этой задачи: для чего это ему необходимо, и как он может это применять для своего образования, проявляя себя в мире и опираясь на свои знания и умения как на собственный инструмент познания окружающей действительности».
В процессе работы конференции участники познакомились с опытом формирования функциональной грамотности учащихся при проведении профессиональных проб на базе естественно-научных музеев. Вниманию присутствующих был представлен опыт комплексного формирования функциональной грамотности обучающихся начальной и основной школы при реализации программ внеурочной деятельности для обучающихся 4-7 классов , а также продемонстрирован потенциал проектных заданий как перспективного направления формирования естественнонаучной грамотности и развития проектной и исследовательской культуры учащихся.
В процессе работы первой секции «Опыт учителей-практиков и молодых исследователей-методистов» дискуссия строилась вокруг обсуждения вопросов, связанных с особенностями методического сопровождения учителей по формированию функциональной грамотности обучающихся и педагогического опыта, связанного с формированием методической компетенции педагогов по отдельным видам грамотности.
Модератор первой секции Алексашина Ирина Юрьевна, д.п.н., профессор кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО имени К.Д. Ушинского, оценила значимость методологии в работе педагога: «Концептуально-методологические установки учителя в области формирования функциональной грамотности основаны на осмыслении компетентностного, интегративного, концептного и задачного подходов. Вне осознания ценностно-смысловых ориентиров своей профессиональной деятельности освоение новых компетенций педагогов теряет свою основу, становится формальным».
Участники второй секции «Использование межпредметных связей при формировании функциональной грамотности» обменялись мнениями о возможностях реализации межпредметных связей при формировании разных видов функциональной грамотности в процессе профориентационной работы, проектных и исследовательских работ, при выполнении креативных заданий. Участникам были предложены небольшие интерактивные межпредметные задания и мастер-классы, что позволило лучше осознать разницу между моделями формирования креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности школьников.
Модератор второй секции Абдулаева Оксана Абдукаримовна, к.п.н., доцент кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО имени К.Д. Ушинского, отметила: «Формирование и развитие функциональной грамотности не происходит одномоментно. Это возможно только при систематической образовательной деятельности в режиме «знаю – понимаю – умею – действую», которая построена на принципах преемственности и межпредметного взаимодействия: сопрягается с содержанием разных учебных предметов, близка обучающимся по контексту содержания и формам реализации, учитывает их возрастные особенности и предусматривает вариативность выполнения проектных, исследовательских и творческих заданий».
Результатом работы конференции станет тематический выпуск научного журнала «Академический Вестник», который объединит исследования, практики повышения квалификации учителей, результативный опыт работы образовательных учреждений Санкт-Петербурга по формированию функциональной грамотности. Сборник будет размещен в научной электронной библиотеке e-library.ru и на сайте СПб АППО: https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/nauchnaya-deyatelnost/akademicheskiy-vestnik/
Открытие конференции: https://vk.com/video-212454770_456239628