В Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников СПб АППО в цикле занятий «Знания о мастерской я построю в мастерской» состоялся практикум «Прозаический текст как основа построения алгоритма мастерской».
Построение алгоритма мастерской письма требует от учителя большой подготовительной работы. Эта работа связана с поиском идеи будущей творческой работы учащихся, которая определяет отбор ее содержания. Необходимо знание методики предварительной работы со словом, умение выбирать текст и выстраивать логику работы с ним. Один из главных вопросов учителя при построении мастерской – насколько у учащихся развито умение воспринимать содержание читаемого при его одновременном анализе и отборе необходимой лексики для своей будущей работы.
Опыт участия в мастерской на основе литературного текста показал ценность подготовительной работы со словом при обучении учащихся созданию творческих работ. Алгоритм мастерской письма рассматривается учителями как условие создания личного «словаря здесь и сейчас», благодаря включению механизмов глубинного понимания смысла текста через создание тематических рядов слов, ассоциативных цепочек, отбору лексики из читаемого вслух авторского текста и определению идеи своего текста.
Участники мастерской отметили, что прочувствованная «магия слова» (по их определению) активизирует процесс «прорисовки» будущей картины личного текста, выводит читателя в понимание духовного плана литературного текста, тем самым расширяя духовную сферу самого человека.
На следующее занятие выдвинута возникшая исследовательская задача сопоставления личностных результатов ФГОС и результатов, получаемых в мастерской.